«Добротолюбие» преподобного Никодима Святогорца

«Добротолюбие» преподобного Никодима Святогорца

День памяти – 27 июля

Что мы, рядовые православные христиане, знаем об авторе книги «Невидимая брань» преподобном Никодиме Святогорце? В действительности не так уж и много, как о других насельниках обителей Святой Горы Афон, например, Паисии Святогорце. Однако преподобный Никодим является чуть ли не ключевой фигурой в деле возрождения православных традиций среди этнических греков в Новое время.

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) возродил движение исихазма и традицию Иисусовой молитвы среди насельников Святой Горы Афон в конце XVIII века. Вместе с преподобным Макарием Коринфским он составил знаменитый сборник святоотеческих высказываний «Добротолюбие» и был автором (или редактором) еще 27 книг на духовные, литургические, канонические, агиографические и экзегетические темы, которые внесли жизненно важный вклад в формирование греческого православия в последующие десятилетия. Преподобный Никодим был одним из ангельских вдохновителей борьбы православных греков за независимость (1821–1832 гг.).

Колливады

Преподобный Никодим принадлежал к группе приверженцев духовного обновления, известной как колливады. Представители этого духовно-общественного движения, появившегося во второй половине XVIII века в среде афонских монахов, выступали за восстановление традиционной практики духовной жизни.

Поводом для зарождения движения оказалась мелочь: перенос в 1754 году панихид с субботы на воскресение, когда часть монахов этому воспротивилась, отказавшись варить коливо в воскресенье. Этот духовный протест стал символом возвращения к святоотеческим источникам за руководством по духовным и литургическим вопросам. Частью обращения к древним святоотеческим истокам духовности стала публикация в 1782 году знаменитого «Добротолюбия», антологии текстов IV–XIV веков об исихастской жизни.

Призвание

Издание «Добротолюбия» ознаменовало начало апостольского служения Никодима как «учителя народа». Однако его главным призванием всегда была жизнь в исихастской молитве. Однажды он попытался присоединиться к преподобному Паисию Величковскому, принесшему исихазм с Афона в Молдавию, но буря на море повернула его обратно. После этого Никодим избегал больших общин, живя в небольших уединенных обителях или скитах. Он никогда не собирал вокруг себя учеников. Преподобный Никодим также не собирал личную библиотеку.

Он жил в великой простоте, работая в одиночестве и проводя много времени в созерцательной молитве. Несмотря на уединенный образ жизни и трудности с доступом к библиотекам, он глубоко познакомился с работами святых отцов.

Последние годы

Последние годы преподобный Никодим провел с небольшой группой монахов, живших недалеко от Кариеса, селения на полуострове Пелопоннес. Он умер в ночь с 14 на 15 июля 1809 года и был похоронен возле часовни Святого Георгия.

Хотя многие рассматривали его как духовного наставника, он не был широко известен как автор, потому что большинство его произведений было опубликовано анонимно.

«Добротолюбие»

После его смерти двое иеромонахов Стефан и Неофит (впоследствии насельники Великой Лавры), стали его литературными душеприказчиками и в течение следующих 25 лет издали многие из его оставшихся рукописей. Другой ученик, иеромонах Евфимий, в 1813 году написал житие преподобного Никодима, которое после публикации в начале ХХ века стало основой всех современных жизнеописаний. Преподобный Никодим, несомненно, оказал огромное влияние на возрождение православной духовности в получившей государственную независимость Греции.

Его величайшая работа «Добротолюбие» была опубликована в 1782 году очень небольшим тиражом и оставалась редкостью до тех пор, пока не была переиздана в Афинах в 1893 году, а затем в 1957–1963 и 1974–1976 годах. Наибольшее влияние «Добротолюбие» получило в России, будучи славянской интерпретацией сборника за авторством другого знаменитого подвижника, преподобного Паисия Величковского (Москва, 1793 г.). «Добротолюбие» было переведено на русский язык святителем Феофаном Затворником почти столетие спустя (Москва, 1877–1889).

«Добротолюбие» по праву называют загадочной книгой. Неясно, по какому принципу были отобраны тексты и как предполагаемая читательская аудитория должна была их использовать. Что касается выбора текстов, то, по-видимому, уже существовало первичное собрание, имевшее ход среди обителей Афона, о чем свидетельствуют многие рукописи.

Существовал определенный принцип собрания: при запланированной серии публикаций творений святителей Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы, а также диалогов Варсонофия и Иоанна преподобный Никодим пытался публиковать менее доступные тексты. Что касается читательской аудитории сборника, преподобный Никодим считал, что «Добротолюбие» адресовано всем православным христианам, а не только монашествующим.

Но как антология текстов, датируемая IV–XIV веками и представленная в оригинале на византийском греческом языке, может обратиться к мирскому обывателю?

Многие святоотеческие тексты предполагают, что читатель стремится идти по пути исихастской молитвы под руководством духовника. Преподобный Никодим не поощрял духовное самоуправство, однако в преамбуле сборника он ясно дает понять, что считает такой подход риском, на который стоит пойти ради того, чтобы сделать богатства исихастской традиции православного монашества более известными, более значимыми для простых верующих. Если у нас нет духовника, пишет преподобный, вверим себя Духу Святому, ибо Он наставляет нас на всякую истину.

Дух, в котором следует изучать тексты «Добротолюбия», указан преподобным Никодимом в его «Увещевательном руководстве. О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». Это руководство о том, как практиковать исихастскую жизнь в немонашеской среде.

Начав с принципа хранения пяти чувств, преподобный Никодим продолжает обсуждение хранения воображения, ума и сердца, практики Иисусовой молитвы и, наконец, обожения христианина действием нетварной благодати. Хранение пяти «внешних» чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) необходимо, потому что при соответствующей «бдительности» чувства помогают нам подняться через размышление о творении и Откровении к познанию Бога и любви к Нему.

Человеческая личность через действие Святого Духа, созерцание божественных совершенств и стяжание добродетели уподобляется Богу и обоживается.

Канонизация преподобного Никодима Святогорца произошла сравнительно недавно. Он был причислен к лику святых Вселенским патриархом Афинагором I в 1955 году (день памяти – 27 июля).

В 1971 году в Греции была образована ассоциация с целью строительства храма над его могилой на Афоне. Духовное влияние преподобного Никодима Святогорца продолжает расти благодаря переводу его произведений на западные и другие языки.

(Иерей Антоний Русакевич)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x