Парадоксы счастья святителя Тихона

Парадоксы счастья святителя Тихона

Итак, все люди стремятся быть счастливыми. Но в своей жизни в большинстве своем делают все, что приводит их к бедам, мучениям и несчастьям.

Это само по себе выглядит как парадокс. 🤓

Но дело не в самой этой странности, а в том, что на самом деле в этом мире возможно только христианское счастье. Все остальное – это формы несчастья.

Поэтому сами постулаты о христианском счастье выглядят как парадоксы.

В таком виде их и рассматривал святитель Тихон Задонский.

Все наоборот

Он сначала приводил общепринятые формы мирского счастья (которые на самом деле являются формами несчастья), а затем противоставлял им христианское счастье (которое выглядит с точки зрения мира как несчастье).

«Счастье для людей, что много от людей принимают и собирают. Счастлив воистину тот христианин, который от всего, что у себя имеет, уделяет ближним своим. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

(Мф. 5.7)

Причем, независимо от количества своего имения. Ведь на самом деле ближним очень часто совсем немного нужно, и покрыть эти нужды не составляет большого труда.

Как говорится: не дорога брага – дорога увага, не дорого пито – дорого быто.

В общем, вы уловили. У нас у каждого, как правило, половину собственного гардеробного барахла 😅 можно без всякой собственной натуги отдать ближнему – и даже не почувствовать этого.

Ибо и оставшейся половины до смерти все равно не сносить и не использовать.

Да так, собственно, и во всем.

Богатеть делами

«Счастье для людей быть богатыми и славными в этом мире. Для христиан счастье – добрыми делами богатеть и славу этого мира презирать».

«Богатеть добрыми делами»?.. 🧐 .. А в том-то и дело, что даже в этом мире любое доброе дело может воздаться сторицей.

Об этом хорошо говорит притча Христа о неверном управителе Там один хитрованный «менеджер», чувствуя, что его скоро отставят и потребуют отчета, подделывал долговые расписки в надежде, что благодарные должники ему воздадут сторицей1(см. Лк. 16.1-8 – кто не знает, прочитайте).

Так это здесь – на земле. А про Царство Небесное и говорить не приходится. Там любое дело уходит в твою собственную личную «сокровищницу» и «богатеет» дальше вплоть до твоего прибытия туда.

А вот со славой – действительно парадокс. Слава этого мира, как правило, находится в обратной зависимости от славы в Царствен Небесном.

Потому, чем большее ее презираем здесь – тем больше ее получим там.

Стоит задуматься.

Начальствующие.. рабы 😕

«Счастье для людей – над другими людьми господствовать и царствовать. Христианин счастлив, когда над самим собой, над плотью своей, над страстями и похотями своими господствует и царствует и ими повелевает. Вот воистину господин, царь и повелитель! Многие над людьми господствуют и царствуют, но сами – рабы греха и пленники своих страстей. Воистину преславен царь и господин, кто страстями и похотями своими владеет».

Хорошо же – а?!..

И в самом деле парадокс: чем больше ты раб своих страстей, тем больше ты стремишься иметь других рабов, тем больше тебе хочется власти над людьми.

Тут такая невидимая психологическая компенсация происходит: чтобы не помнить и знать своего рабства – нужно повелевать другими рабами.

Да, широк и запутан человек. Хорошо нас заморочили бесы.

Казалось бы: прежде чем думать о власти над другими людьми, стать сначала господином нам самим собой!

Нет!.. Что вы? Что вы?.. Я лучше другими покомандую…

Вот и видится эта, невероятно смешная, если бы не была столь же невероятно грустной, картина: рабы повелевают рабами…

А счастье-то действительно просто: стань господином над самим собой. Без этого в принципе никакого счастья быть не может.

Разве может быть счастлив человек, постоянно кусаемый и разрываемый бешеными собаками?..

Но и он, все-таки больше счастлив, чем человек, которого грызут и рвут на части собственные страсти.

Парадоксы счастья

«Счастлив тот из людей, кто в радости и веселье этого мира живет. Для христианина счастье – если он печаль о Боге имеет и плачет о своих грехах. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

(Мф. 5.4).

Вот он – настоящий и наглядный парадокс 😮 Счастье – в печали и слезах…

Все неверы и «побарабанщики» должны долго крутить пальцем у виска на это явное помешательство этих «чокнутых» христиан.

И надо сказать – они правы. Ибо тут и, правда, пока это не пройдешь – не поймешь.

Слезы-то и печаль должны быть не о себе, а о Бозе… Как это?..

А вот так: как трудно Богу с нами так долго валандаться… 😐 С такими неисправимо-мерзкими… 

И далее – слезы уже переходят на себя. Как трудно Богу со мною – таким неисправимо-окаянно-мерзким…

И только такие слезы приводят со временем к утешению и блаженству.

Но рассказывать это тем, кто не разу не плакал над самим собой, все равно что слепорожденному рассказывать о цветах и красках.

Увы – мы все такие «слепорожденные»!.. Уже от одного этого стоило бы поплакать.

(А. Дедушка, ред. N.E.W.O.D.)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Коментар
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback
Бог, человек, мир. Кого или чего не хватает на «встрече»? |
6 часов назад

[…] Кажущаяся бесчувственность, безэмоциональ­ность истинно религиозной веры по Канту в большей степени, чем чётко не определимые «любовь» и «радость», защищает Цер­ковь от секуляризации, поскольку не предъявляет трудновыпол­нимых требований к «душевной» любви по отношению ко всему человечеству, не снимая при этом с человека (в том числе и нехри­стианина) нравственного долга перед ближним. […]

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x