Воздвижение Животворящего Креста Господня

Воздвижение Животворящего Креста Господня
(27 сентября; 1 день предпразднства (c 26 сент.) и 7 дней попразднства (по 4 окт.)

По традиции, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Православной церкви отмечается в течение восьми дней. Начинается он со всенощного бдения вечером 26 сентября (13 по старому стилю), а заканчивается лишь 2 октября (21 сентября по старому стилю). Все праздничные дни Крест лежит на престоле, и лишь по окончании праздника его возвращают в алтарь.

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».

(1 Кор. 1,18)

Это един­ствен­ный дву­на­де­ся­тый празд­ник (т. е. один из две­на­дца­ти ве­ли­чай­ших празд­ни­ков го­до­во­го цик­ла), исто­ри­че­ской ос­но­вой ко­то­ро­го яви­лись не только но­во­за­вет­ные со­бытия, но и бо­лее позд­ние – из об­ла­сти цер­ков­ной исто­рии. Рож­де­ние Бо­го­ма­те­ри, празд­но­вав­ше­е­ся шестью дня­ми ра­нее, – пред­д­ве­рие тай­ны во­пло­ще­ния Бо­га на зем­ле, а Крест воз­ве­ща­ет о Его бу­ду­щей жерт­ве. По­это­му празд­ник Кре­ста то­же сто­ит в на­ча­ле цер­ков­но­го го­да.

(Г.С. Битбунов. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание))

Церковные праздники очень помогают поставить главные вещи на свое место, чтобы ничто второстепенное не сдвигало их с него. Церковные праздники в этом смысле имеют огромное значение, если только мы способны их правильно понять, воспринимать не как декоративное начало в жизни, а как указание на откровение, обращенное прямо в наше сердце. Когда человек приходит к вере, когда он приходит ко Христу – что это значит? Только одно: что человек должен открыть свое сердце для Христовой любви. Потому что Христова любовь и есть эта сила крестная. Крест есть символ трагической судьбы любви в этом мире – «мире, лежащем во зле».

(Г. С. Кочетков)

История

Человек современный, привыкший к техническому языку ХХ столетия, слово «воздвижение», скорее всего, воспринимает как «строительство, возведение». А вот его далекий предок, живший в первом тысячелетии, хорошо понимал, что воздвигнуть – значит поднять. «На камне сем воздвигнется Церковь моя», – говорил Иисус о Петре, и здесь слово «воздвигнется» объединило оба смысла: она и была построена, и поднялась.

Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово «Воздвижение» встречается у Александра Монаха1(527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.

Первые , да и вообще древние христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя — об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса.

Так, нарочно был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере.

Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.

Обретение Креста Господня

Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан.

Всем сердцем желая обрести святыню — Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать — царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры.

Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место — место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками.

Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».

Который из трех?

Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? Иерусалимский патриарх Макарий, сопровождавший Елену, предложил поочередно прикладывать каждый к тяжело больной женщине, надеясь, что орудие казни Христовой исцелит ее. Так и случилось, причем кроме исцеленной женщины, Крест Господень вернул к жизни умершего, которого в тот момент проносили мимо, чтобы хоронить.

Весть о том, что обретен Крест Господень, быстро разнеслась по Палестине, и вскоре, как писал хронист, бесчисленное множество верующих стеклось в то место, чтобы поклониться святыне. И столь велико было число людей, что никак не могли все они прикоснуться к Кресту. И тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и несколько раз воздвигал, то есть поднимал святыню.

Именно так и изображает Крестовоздвижение русская иконописная традиция. На фоне одноглавого храма – скопление людей, над которыми возвышается стоящий на амвоне Патриарх, держащий в поднятых руках Крест Господень. А справа от него стоят святые равноапостольные Константин Великий и Елена – те, кто посвятил свою жизнь поискам и прославлениям свидетельств чудес Христовых.

Что ка­са­ет­ся судь­бы са­мо­го об­ре­тен­но­го св. Еле­ной чест­но­го дре­ва Кре­ста Гос­под­ня, то она, к сожалению, не мо­жет быть ука­за­на точ­но и впол­не опре­де­лен­но. Это дре­во Кре­ста Гос­под­ня представлвляло для хри­сти­ан столь ве­ли­кую свя­ты­ню, что хри­сти­а­не, уже при са­мом об­ре­те­нии его в боль­шом ко­ли­че­стве на­пол­няв­шие Иеру­са­лим, не только го­ре­ли же­ла­ни­ем по­кло­нить­ся ему, но, ес­ли воз­мож­но и удаст­ся, по­лу­чить от не­го ча­стич­ку.

Действи­тель­но, св. Ки­рилл Иеру­са­лим­ский (IV в.) сви­де­тельству­ет, что уже в его вре­мя ма­ленькие ча­сти Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста бы­ли рас­про­стра­не­ны по всей зем­ле2Огла­си­тель­ное сло­во IV, 10; XIII, 4.. И св. Ио­анн Зла­то­уст (IV в.) сви­де­тельству­ет, что «мно­гие, как му­жи, так и же­ны, получив ма­лую ча­сти­цу это­го дре­ва и об­ло­жив ее зо­ло­том, ве­ша­ют се­бе на шею»3«Тво­ре­ния св. Ио­ан­на Зла­то­у­ста», т. I, с. 632..

Но не все дре­во крест­ное бы­ло уне­се­но та­ким об­ра­зом из Иеру­са­ли­ма. Часть об­ре­тен­но­го дре­ва Кре­ста и гвоз­ди от не­го ца­ри­ца Еле­на по­сла­ла сво­е­му сы­ну Кон­стан­ти­ну, а осталь­ное бы­ло заключено в се­реб­ря­ный ков­чег и вру­че­но пред­сто­я­те­лю Иеру­са­лим­ской Церк­ви с при­ка­за­ни­ем хра­нить для гря­ду­щих по­ко­ле­ний4Об этом сви­де­тельству­ют исто­ри­ки Фе­одо­рит, Со­крат, Созомен. См. у проф. Н. Мак­ка­вейско­го «Ар­хео­ло­гия исто­рии стра­да­ний Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста», Ки­ев, 1891 г., с. 291..

Почему Крест — величайшая святыня христиан?

Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.

Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим — «смерти было невозможно удержать Его». Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления.

Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души.

(св. Григорий Богослов.)

Значения

Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест — это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, «глава нашего спасения». Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире.

Крест имеет мо­раль­ное зна­че­ние. Он стал обод­ре­ни­ем и под­держ­кой для не­го в тя­го­стях лич­но­го кре­сто­но­ше­ния. «По­смот­ри­те, – как бы го­во­рит Хри­стос, – на то, что со­вер­шил Мой Крест; сде­лай­те и вы та­ко­го ро­да ору­жие, и со­вер­ши­те то, что хо­ти­те. Пусть (по­сле­до­ва­тель Хри­стов) бу­дет так го­тов к то­му, что­бы пре­тер­петь за­кла­ние и быть рас­пя­тым на кре­сте, го­во­рит Гос­подь, как го­тов тот, кто не­сет крест на сво­их пле­чах»5Сло­во на по­кло­не­ние Кре­сту, при­пи­сы­ва­е­мое Зла­то­усту..

Святой Крест по­лу­чил для хри­сти­а­ни­на и эс­ха­то­ло­ги­че­ское зна­че­ние. То­г­да, ска­за­но, явит­ся знамение крест­ное на не­бе. Ко­г­да си­лы не­бес­ные по­двиг­нут­ся. «То­г­да укра­шен­ные зна­ме­ни­ем церковным, стяжавшие се­бе этот мно­го­цен­ный би­сер, хо­ро­шо со­хра­нив­шие этот об­раз и по­до­бие, вос­хи­ще­ны бу­дут на облаках»6Пан­то­лей, пре­сви­тер Ви­зан­тийский, чте­ние на Воз­дви­же­ние..

По­ми­мо мистического значения для че­ло­ве­че­ства, крест из­древ­ле стал про­яв­лять спа­си­тель­ную силу и в чи­сто жи­тейских нуж­дах хри­сти­ан. «Это зна­ме­ние и во вре­ме­на на­ших пред­ков, – свидетельствует св. Зла­то­уст или со­вре­мен­ный ему пи­са­тель, – от­вер­за­ло за­клю­чен­ные две­ри, оно уга­ша­ло гу­би­тель­ные яды, ис­це­ля­ло уку­сы ядо­ви­тых зве­рей». 

крест частица
Частица Животворящего Древа Креста Господня (Иерусалим).
Частица Древа крест
Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Монастырь Пантократор.
Частица Древа Вел. Лавра крест
Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Великая Лавра.
Частица. М-рь Св. Павла. крест
Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Монастырь Святого Павла.
Частица Древа . Протат. крест
Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Протат.
крест марии магдалины
Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня и мощами святой Марии Магдалины и других святых. Монастырь Симонопетра.
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x