Почему сейчас «сплошная седмица»? Зачем они?

Почему сейчас «сплошная седмица»? Зачем они?

Вопрос:

Я в храме недавно. Сегодня в храме мне сказали, что с понедельника начинается сплошная седмица. Что такое сплошная седмица и зачем она нужна?

Сплошные седмицы – это время, когда уставом разрешена любая пища во все дни, включая среду и пятницу. В Церкви сплошные седмицы установлены в основном перед продолжительными постами – Великим и Рождественским, как ободрение перед большими трудами.

Это очень психологически и физически верно: так, например, перед бессонной ночью мы стараемся заранее выспаться, набраться сил. Кроме того, на протяжении церковного года сплошные седмицы установлены после трех самых главных праздников. Каждый из этих праздников настолько велик и радостен для нас, что их празднование как бы не вмещается в один день, а продолжается несколько дней, т.н. «попразндство».

Пост в эти дни неуместен. В данном случает пост отменяется не в качестве награды за наши труды, а ради Праздника.

На святки сплошной период продолжается не одну седмицу, а длится до самого Крещения. Связано это с тем, что мы празднуем три великих праздника подряд: Рождество, Обрезание Господне и Крещение.

2023 год:

Всего сплошных седмиц в церковном календаре, как мы уже можем посчитать, пять. В 2023 году они выпадают на январь, февраль, март, апрель, июнь.

Пост отменяется на период празднования Рождества с 8 по 17 января независимо от дней недели. Остальные сплошные седмицы — это именно шесть дней с понедельника по субботу.

Когда начинается вторая сплошная, зависит от даты Пасхи. Эта седмица, по евангельскому чтению предыдущего воскресенья названная «Неделей мытаря и фарисея», — первая подготовительная неделя Великого поста, от которого ее отделяют еще две недели. В 2023 году этот непостный период продлится с 6 по 11 февраля.

Последняя перед Святой Четыредесятницей неделя тоже считается сплошной, хотя в это время на столе у верующих уже нет мяса. Но есть рыбу, яйца и молочные продукты можно вдоволь во все дни. Традиционно в этот период принято печь блины, и неделя эта в народе носит название Масленица, а в церковном календаре — Сырная седмица. В 2023 году она продлится с 20 по 25 февраля и завершится последним непостным днем перед долгим постным периодом — Прощеным воскресеньем (26 февраля).

Следующая сплошная седмица – Светлая Пасхальная неделя. Весь православный мир празднует Воскресение Христово, и церковный устав предписывает верующим после 48 дней воздержания и молитвы в эти дни отменить пост, а молитвенное правило заменить коротким и радостным чтением Пасхального канона. В 2023 году Пасха празднуется 16 апреля, а сплошная седмица — с 17 по 22 апреля.

Последняя в году сплошная седмица продлится с 5 по 10 июня перед началом Петрова поста. Даты ее также связаны с датой Пасхи: Петров пост начинается в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы), а дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи. Пост в среду и пятницу отменяется в следующую неделю после Троицы, которая празднуется на 50-ый день после Христова Воскресения.

Сплошные седмицы — это либо период подготовки к длительному посту (неделя мытаря и фарисея, масленичная и Троицкая), либо послабление после периода самоограничения (Святки, Светлая седмица).

Но это вовсе не значит, что в эти дни можно совсем забыть о сдержанности. Еда, питье и веселье только тогда будут радостью, когда они в достатке, но не в переизбытке. Ведь посты учат, в том числе, знать во всем меру, и в непостные дни также не нужно забывать эти уроки.

Почему сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее?

Одно из главных оружий православного христианина в духовной брани – это смирение. Главный же грех диавола – гордыня, которую можно приобрести, кстати говоря, довольно просто аскетическими физическими подвигами, не сопряженными с сокрушением, смирением сердца и покаянием.

Потому сплошной седмицей, мне кажется, Церковь показывает православному христианину, что и пост, и молитва, и Таинства, и сами храмы Божии – не самоцель, но суть благодатные средства для того, чтобы каждый человек смог с помощью жертвенной любви к Богу и к людям, с помощью непрестанной сердечной умной борьбы с грехом, с помощью смирения как необходимого орудия построить главный свой храм – души своей. И потому святые отцы заведомо приуменьшают-принижают пост телесный, чтобы показать, что пост духовный, состоящий в безжалостной борьбе с самим собой и с бесами да страстями, с одной стороны, и в открытии в себе всепрощающей любви к людям, с другой стороны, гораздо важнее.

Неделя о мытаре и фарисее словно бы настраивает душу человеческую, как камертон, на верную чистую ноту великопостную. Ее молитвословия словно бы говорят: «Не будь фарисеем самодовольным, но будь мытарем сокрушенным, который почитает себя больным, изъязвленным грехом, который почитает себя недостойным помилования, но все-таки от всей своей души надеющимся на него. Надеющимся и получающим его. Ведь жажда Бога, жажда исцеления у мытаря очень велика. И потому Господь является ему и оправдывает страдальца».

Потому, дорогие братья и сестры, очень важно в Великий пост войти не царями «совершенными» и не актерами, «играющимися в святых да преподобных», но больными смертельной болезнью греха, которые легли на хирургический стол Великого поста, обнажили свою гнойную рану и со слезами и надеждой ждут, когда явится Врач, чтобы исцелить.

Важно только искренно из глубины души исторгнуть этот покаянный, но такой спасительный крик: «Боже! Милостив буди мне, грешному!»

(Иерей А. Чиженко)
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x