О часто игнорируемой стороне подвига блаженной Ксении Петербургской

О часто игнорируемой стороне подвига блаженной Ксении Петербургской

(Е. Выхованец, ред. N.E.W.O.D.)

К ней идут без разбору воцерковленные и невоцерковленные, верующие, сомневающиеся и иноверцы. Потому что знают, что она непременно поможет. И она, действительно, не оставляет без утешения.

Почему же так любят Ксению, почему обращаются к ней в молитвах? Потому что через ее посредничество перед Богом просящий практически гарантированно получает просимое.

В житии блаженной есть характерный момент, когда отношение окружающих к ней радикально поменялось.

Сначала ее воспринимали как городскую сумасшедшую (впрочем она себя сама сознательно так вела), потешались и глумились над ней. Наверняка ее странные поступки со смаком обсуждались на досуге. Ввиду отсутствия в XIX веке ток-шоу и сериалов сплетни о чудачествах горожан расходились как горячие пирожки, тем более такой эксцентричной особы как «Андрей Федорович». В общем, уважением ближних Ксения, мягко говоря, не пользовалась.

Андрей Федорович
«Андрей Федорович»

Однако со временем стали подмечать, что нищая-то не простая: то слово кому-то скажет странное, которое потом сбудется, то после того, как она попробует товар, торговля ладиться начинает. Люди быстро смекнули что к чему и вот – святая Ксения уже на пике популярности: каждый стремится дать ей отведать своей продукции, женщины просят хотя бы коснуться своих детей, потому что все знают, что на этой чудной женщине особое Божие благословение.

Ничего не изменилось и по успении блаженной. Человеческий поток, текущий к могилке святой угодницы не иссякает, и люди уже более ста лет приносят ей свои невзгоды, беды и тайные надежды. И Ксения всем помогает – она всех любит и ей всех жалко.

Канонизация и.. «маркетинг»?

Если о существовании преподобного Феодора Студита и причинах его канонизации даже не каждый православный подозревает, то о Ксеньюшке знают если не все, то очень многие.

О ней в сети и печатной продукции можно найти массу сведений, но практически все они сводятся к чудесам исцелений и разрешений сложных жизненных ситуаций. Подвиг святой описывается с уважением и восхищением, но по факту является предисловием к историям из жизни. Некоторые материалы даже немного напоминают рекламу.

Но в этом ли смысл подвигов христианских святых? Вряд ли они столько в своей жизни претерпели ради того, чтобы стать бюро услуг, пусть и самых жизненно необходимых.

Что такое вообще канонизация? Провозглашая кого-то святым, Церковь свидетельствует о соответствии его жизни (и/или кончины) христианским идеалам. Такой человек достоин подражания, потому что он в той или иной мере явил нам пример евангельской любви.

Признаком того, что подвижник был святой жизни, часто (хотя далеко не всегда) является чудотворение. Господь посылает нам знамения и чудеса через своих угодников, но конечная цель их не просто сделать нам хорошо, а привлечь внимание к другому миру, сместить акценты в нашем миропонимании.

Сам подвиг юродства, явленный блаженной Ксенией, характерен в основном для Руси, когда христианство было государственной религией. Все поголовно были крещены и были обязаны хотя бы раз в год причаститься, но за этим часто ничего не стояло. Веры могло и не быть, обряды исполнялись формально, просто потому что так принято. Как только перестало быть положено, страна окунулась в хаос безбожия.

Юродство – демонстративное отвержение ценностей материального мира, посыл современникам, что христианство совсем не о том, чтобы на Пасху святить куличи, на Крещение – воду, а в свободное от обрядов время жить как хочется.

Люди, замечая чудачества юродивых, закономерно крутили пальцем у виска. Их никто не воспринимал всерьез, они отбросы общества. И внезапно обнаруженная прозорливость, и чудотворения этих «сумасшедших» не могут не шокировать.

Оказывается, такое неадекватное поведение по какой-то странной причине угодно Богу.

«Если особыми дарами от Господа награжден не Харитон Пантелеймонович, зажиточный купец первой гильдии, а помешанная оборванка, то с общепринятой системой ценностей явно что-то не так.»

(Е. Выхованец)
портрет Ксении Блаженной
Неизвестный автор. Портрет юродивой Ксении Петровой. Конец XVIII — начало XIX века. Холст, масло. 60 × 37 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Болью многих священников является избирательная любовь прихожан к святым. Если в день памяти блаженной Ксении или Николая Угодника яблоку негде упасть, то на службах святому апостолу и евангелисту Матфею или прп. Максиму Исповеднику на клиросе может быть больше людей, чем в храме.

Все святые посвятили свою жизнь Христу и служили Ему каждый своим особым дарованием, однако любовь людскую заслужили только те, кто щедр и скор на помощь.

Конечно, это не значит, что, к примеру, святитель Игнатий Брянчанинов не способен помочь в трудной ситуации. Просто так сложилось, что к нему обращаются меньше, то ли потому, что его житие менее понятно и близко, чем история блаженной Ксении, то ли потому, что это особый дар Петербургской святой.

У каждого Божиего угодника свой личный талант от Всевышнего: кто-то преуспел в молитве, другой – в учительстве, иной – в делах милосердия, а кому-то дарован сугубый дар чудотворения. К сожалению, самым привлекательным и востребованным является исключительно чудотворение. Выходит, что нам не нужны примеры для подражания, нам хочется избавления от неприятностей.

Блаженная Ксения всей своей жизнью явила отрицание комфорта даже в малейшем его проявлении. Она отреклась своего имени и обеспеченной жизни, чтобы вымолить у Бога умершего без покаяния мужа. Милостыню всегда брала по минимуму и сразу же ее передавала другим нуждающимся. Помогала в постройке храма и непрестанно обо всех молилась. И это только то, что достоверно известно. Поэтому и было на этой невероятной женщине Божие благословение, что она ничего не хотела для себя. И дар чудотворения, данный ей Господом, она опять же направляет не на себя, а вовне — для помощи другим.

Из этого можно сделать два вывода.

Первый – раз святая Ксения такая удивительная и чу́дная заступница и молитвенница за род человеческий, то она может помочь и мне.

Второй – если Богу настолько угодны люди, полностью отвергшие любое благополучие, то и мне нужно жить бо́льше для других, чем для себя.

За Христом народ ходил такими огромными толпами, что невозможно было подступиться. И Он всех жалел и исцелял. Бог добрый, Ему не жалко. А вот много ли из этих людей потом за ним последовало? К могилке Ксении стоят огромные очереди, но каждый ли готов выстоять столько же ради исповеди не в качестве пропуска к Причастию, а с целью очищения души и изменения жизни?

Конечно, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью, когда кто-то из близких болеет или попал в беду, когда жизненная ситуация кажется безвыходной и беспросветной. С самого рождения за человеком по пятам следует страдание. Даже сам приход в этот мир мучителен и болезнен. Не замечать этого нельзя. Человеку чужда смерть и болезни, потому что они привнесены извне грехом. Изначально так не было. Поэтому крайне важно не сводить свою жизнь только к постоянному бегству от скорбей, а бороться с грехом внутри себя и стараться вернуться в то состояние, в котором возможно общение с Богом и истинное вневременное исцеление. И одним из самых достойных примеров для подражания на этом пути является святая блаженная Ксения Петербургская.

Да дарует нам Господь ее молитвами не только исцеление души и тела, но и такую же горячую жертвенную любовь к ближнему и самоотверженное и бескомпромисное стремление служить Христу.

Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас!

блж Ксения, 26 лет

Особенная «встреча» Анжелы Серовой (Набережные Челны). Рассказ из жизни. Февраль 2023 года.

Купив билеты в Санкт-Петербург, я уже планировала, в какой день посещу блаженную Ксению Петербургскую, заранее посмотрев информацию о том, как попасть к её часовне. Этот день оказался последним перед отъездом обратно в Набережные Челны. Проснувшись утренним жарким летним деньком, я отправилась на станцию «Васильевский остров».

Всё складывалось очень даже благополучно, доехав до назначенного пункта, я с приятным чувством вышла из автобуса. Оглянувшись по сторонам, я, конечно, не увидела ни храма, ничего того, что напоминало бы храм или часовню. Но моё ожидание радости встречи придавало мне больше желания найти это святое место…

К моему удивлению, никто из проходящих мимо меня людей, не знал, как пройти к нему. «Неужели, приехав только на неделю в Санкт-Петербург, я так и не побываю в часовне Ксении Петербургской?» — мысли одна за другой вспыхивали у меня в голове. Нарастающая паника сменяла мой оптимистичный настрой. «Хватит унывать!» — подумала я и, закрыв глаза, помолилась мысленно Ксении Петербургской.

После моего обращения к святой, я открыла глаза, и увидела, как мне навстречу идёт женщина лет пятидесяти. Моей радости не было предела — спросив её, я получила долгожданный ответ: «Дойдя до перекрестка, спуститесь вниз не сворачивая, «упрётесь» в Смоленское кладбище, зайдёте в него, а там идите по прямой и увидите…».

Не дожидаясь полного ответа, я с радостью рванула к перекрёстку. После чего я уже стояла у смоленского кладбища. «Ещё чуть-чуть!..» — подумала я. Войдя на кладбище, я почувствовала какой-то страх — посмотрев по сторонам, я не увидела паломников, которые должны быть, по моему мнению, чувство страха обострялось в моей груди, этого состояния я не могу объяснить, это не «страх кладбища», это был внутренний страх чего-то опасного.

Вдруг сердце забилось сильнее, я почувствовала какую-то тревогу. Не послушав внутреннего голоса, я оправдывала это состояние волнением перед встречей со святой. Я медленно поплелась между могил, вглядываясь в деревья и кусты, пытаясь разглядеть купола… Неожиданно для себя, я услышала мужские голоса, которые исходили из густых зарослей деревьев. «Ну, наконец-то, НАШЛА!» — подумала я. Прибавив шаг, я вышла на главную дорогу кладбища.

Вдруг из-за деревьев быстрым шагом, вышел молодой человек и направился к могилам, вслед за ним другой…Я остановилась на широкой центральной дороге, посмотрев в их сторону, и снова медленно пошла вперёд. Услышав страшный рёв, я, остановившись, обомлела. Из-за тех же деревьев вышел мужчина лет шестидесяти, с окровавленным лицом и криками: «Убийцы, убийцы…!» Страх наполнил всё моё тело и душу. Увидев меня, мужчина застонал: «Убийцы, вызывай полицию!». Я в ужасе, стремительно направилась к выходу с кладбища.

Что творилось со мной — не описать, в страхе я повторяла одно: «Господи помилуй, матушка Ксения помоги!» Сколько раз я это говорила, не помню, но увидев молодых парней, которые также быстро направились ко мне, я рванула что было сил, не замолкая ни на секунду: « Господи помилуй, матушка Ксения помоги!» я выбежала за пределы кладбища. Ноги, руки, всё тело моё дрожало от страха.

Я нервно стала шарить в сумке сотовый телефон, чтобы вызвать полицию, но какой номер вызова полиции в Санкт-Петербурге, я не знала. Пока я думала, что делать, мужчина с окровавленным лицом вышел со Смоленского кладбища. К нему тут же подбежали люди и стали ему помогать.
Я тем временем спросила у проходящей женщины, где здесь часовня Ксении Петербургской.

Женщина, посмотрев на меня, улыбнулась и ответила: «Это Смоленское кладбище — лютеранское, а вам надо вон туда, на Смоленское православное кладбище!» И я медленно поплелась по указанию женщины. «Спасибо, тебе матушка Ксения…».

Написав записку, я опустила ее в специальный ящик для записок. Эта история стала особенным событием и моей «встречи» с блаженной матушкой Ксенией Петербургской.

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x