О подвиге св. вмч. Георгия Победоносца

О подвиге св. вмч. Георгия Победоносца

«Мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Так вот и сделай условный жест, прославь этого императора, как бога, не надо даже в это верить. И ты спасешь свою жизнь, будешь успешен, будешь благонадежен в глазах всего общества.

Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего. Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир.»

(о. Георгий Кочетков)

«Главнейший подвиг святого великомученика Георгия – это прежде всего подвиг его веры. Будучи высокопоставленным в то время человеком (император Диоклитиан сделал его даже комитом, то есть одним из главных военачальников империи), Георгий не побоялся признаться в том, что он – христианин. Святой презрел блага этого мира, ставя превыше всего единственное вечное благо – жизнь в Боге, и потому твердо ступил на путь мученика. Святой страдалец за Христа хорошо помнил слова, сказанные Его Божественным Учителем: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17:31). Именно поэтому, вспоминая память святых мучеников, мы прославляем главным образом их решительность и готовность даже к самопожертвованию ради любви к Богу.»

(м. Антоний (Паканич))

Житие

Родился в Каппадокии1Так в «Житиях» святителя Димитрия Ростовского. По другим данным — в городе Белит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. , в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана — талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим.

После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом.

Святой мученик все терпеливо переносил непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана.

Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким «волхованием» тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Мученичество святого Георгия.
Мученичество святого Георгия. Худ. Михель ван Кокси. 1588 год

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере.

Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем если тот принесет жертву языческим богам.

Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения он изгнал оттуда бесов обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля (ст. стиль) 303 года2По иным данным, включая житие у свт. Димитрия Ростовского — в 304..

Гробница святого великомученика Георгия Победоносца.
Гробница святого великомученика Георгия Победоносца. Город Лод, Израиль

Почитание

Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копье и хоругвь.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.

История известного чуда

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута3В соответствии с этой традицией святой родился в этих местах, а не в Каппадокии. в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу.

Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства.

Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием”4(Откр. 12, 3; 20, 2).

Рубенс. Святой Георгий
Святой Георгий и дракон. Худ. П. П. Рубенс. 1606–1608 годы

Малоизвестное чудо

«Чудо с колонной вдовы»

В Сирии в г. Рамеле строилась каменная церковь во имя св. вмч. Георгия. И не оказалось близко к городу подходящих камней, из которых возможно было бы сделать величественные каменные столпы. Обычно их покупали в далеких землях и привозили по морю.

🛶 Одна благочестивая вдова, купив в другой стране прекрасный столп, привезла его к морскому берегу, где стала умолять сановника, чтобы тот взял на корабль ее столп и доставил бы его к строящемуся храму. Богач не внял мольбам бедной женщины и отплыл, нагрузив корабль только своими столпами.

🐎 Она упала на землю и, горько рыдая, призывала в мольбах св. Георгия, чтобы он как-нибудь устроил доставку ее столпа в Рамель, к своему храму. В печали и в слезах она уснула, и явился ей во сне св. Георгий на коне. Она поведала святому причину своей печали. Тотчас святой начертал перстом на столпе: «Столп сей вдовицы пусть будет поставлен вторым в ряде столпов на правой стороне церкви». После этого они взялись за столп, камень стал легким, и они столкнули столп в море.

Проснувшись, женщина не нашла столпа на месте и отправилась на родину. Но прежде, чем она прибыла туда, на другой день после ее видения, столп ее нашли на берегу Рамельской пристани.

Когда градоначальник привез на корабле свои столпы и вышел на берег, то увидел столп вдовицы и надпись на нем, начертанную перстом святого. Изумился он, уразумел чудо вмч. Георгия, познал свое согрешение и раскаялся в том, что оставил без внимания просьбу вдовицы. Многими молитвами просил он Георгия о прощении и получил его от святого, явившегося ему в видении. Столп же вдовицы был поставлен на том месте, где было указано надписью, в память о благочестивой женщине, и о сотворенном чуде. 🙏

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, святой Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования, и завещала новообращенным грузинам любить великого святого.

Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска5 (пам. 26 января и 18 сентября). Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.

Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.

В Арабских странах

Св. Аль-Хадер
Св. Аль-Хадер

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле.

Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа.

Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов6Сегень А. Ю., «Египет — вторая родина Христа» (продолжение — «Коптские иконы»), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9.. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Апокрифические предания о совершенных им чудесах и мученическом подвиге за веру встречаются в древних богословских текстах, написанных на латыни, арабском, греческом, армянском, коптском и многих других языках. В исламских богословских текстах святой может носить имя пророк Джирджис или Гиргис, а также – Аль-Хадер или Эль-Хадар, или Эль-Худи.

Аль-Хадер
Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер в Салте, Иордания. Византийская мозаика на полу

Аль-Хадер

Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер в Салте, Иордания. Отпечаток ноги святого 
Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер Иордания.

Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер в Салте, Иордания. Пещера в храме 

Аль-Хадер

Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер в Салте, Иордания. Икона — ковер.

Аль-Хадер

Церковь Святого Георгия-Аль-Хадер в Салте. Иордания 

Ас-Салт

Иордания, Ас-Салт, улица Аль-Хадер



улица Аль-Хадер

Иордания, Ас-Салт, улица Аль-Хадер. Даже к закрытому храму несли цветы

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия.

Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В «Юрьев день» или «осенний Георгий», как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника поражающего змия известно на русских монетах с раннего времени и со временем стало символом Московы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

13 век Георгий Победоносец
Святой великомученик Георгий Победоносец. Икона. XIII век. Византия

В Англии

Святой Георгий — покровитель Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения «старой доброй Англии», в частности, в известной балладе Честертона.

В Испании

Святой Георгий и дракон. 1470
Святой Георгий и дракон. Худ. П. Уччелло. Около 1470 года

Сан-Хорди (День Святого Георгия) — это красочный аналог Дня Святого Валентина.

В этот день Барселона буквально усыпана букетами красных роз. По традиции юноши дарят своим девушкам красные розы, а девушки дарят юношам книги.

Праздник связан с легендой о том, как Св. Георгий убил дракона и подарил принцессе красную розу, выросшую из капли драконьей крови.

В этот же день устраивается «Битва с драконом». На площади перед кафедральным собором Барселоны весь день мирно сидит стайка драконов, позволяя гуляющим фотографироваться с ними в обнимку, а детям дергать их за хвосты и зубы. А в полночь они начинают сползаться во мраке к центру площади, тесня зрителей. Затем они начинают шипеть, фыркать дымом и огнем, осыпая зрителей горящими брызгами… Затем Св. Георгий их победит, и в знак поражения из пастей драконов вырастет по букету роз.

Усекновение главы святого Георгия
Усекновение главы святого Георгия. Худ. Альтикьеро да Дзевио. Фреска. Около 1380 года. Капелла Сан-Джорджо в Падуе
Святой Георгий.
Святой Георгий. Худ. Я. Тинторетто. 1543–1544 годы

(Н. Горошкова, Орынганым Танатарова, , ред. N.E.W.O.D.)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x