Мощи и гробница святого Георгия. Почитание

Мощи и гробница святого Георгия. Почитание

Для удобного чтения книги нет необходимости открывать отдельно все публикации в этой категории. Все ссылки к разделам книги доступны на «Великомученик Георгий Победоносец. СОДЕРЖАНИЕ» или пройти по ссылке внизу данной страницы

После мученической кончины останки святого великомученика Георгия были перенесены в город Лидду (Лод), где прошли, его детство и юность.

Древний город Лидда имеет глубокую историю. Известно, что здесь проживали иудеи из колена Вениаминова. В новозаветные времена здесь проповедовали святые апостолы Петр и Иоанн. Апостол Петр исцеляет здесь человека по имени Эней.

Согласно преданию, храм на месте погребения великомученика Георгия Победоносца был устроен еще в IV веке. Однако первое письменное упоминание о храме святого Георгия в Ладде встречается в итинерарии диакона Феодосия «О местоположении Святой земли» (около 530 года). По свидетельствам Феодосия и Пьяченцского паломника (570 год), от мощей великомученика происходили многочисленнее чудеса.

Главная базилика (47*24 м) имела три нефа и три апсиды. Она была построена в V-VII веках, возможно, на месте более раннего храма. Сохранившиеся от нее часть северной стены и часть северной апсиды инкорпорированы в здание современного храма во имя святого Георгия.

Остатки южной стены включены в состав мечети, примыкающей к храму. К востоку от минарета видны руины древней византийский стены, отличающейся техникой кладки. Эта стена имеет прямоугольный портал с тонкими пилястрами по обеим сторонам. Две пары колонн белого мрамора с коринфскими капителями из византийской базилики в настоящее время находятся в мечети по сторонам прохода в южную часть главного молитвенного зала. На одной из них сохранилась греческая надпись.

К югу от церкви святого Георгия расположен комплекс строений, примыкавший к западней части южной стены главной базилики. Часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру трехнефной базилики (17*11 м), превращенной впоследствии в мечеть. С восточной стороны малой базилики позднее было возведено небольшое квадратное строение (4*4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Постройка с куполом соединялась с южным и северным нефами малой базилики двумя прямоугольными строениями. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий.

В 614 году храм великомученика Георгия Победоносца благополучно пережил нашествие персов.

До наших дней дошло повествование Адамнана, который, со слов галльского паломника — епископа Аркульфа (около 670 или 685), повествует о хранящемся в храме мраморном столпе, у которого бичевали великомученика Георгия. На этом столпе осталось изображение святого. Еще одной храмовой святыней было колесо, котором пытали святого Георгия.

Около 636 года Палестина была завоевана арабами. В 715 году халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в 4 км от Лидды была основана Рамла, ставшая главным городом провинции Палестина. Лидда превратилась в небольшое селение, но продолжала играть роль значительного религиозного центра. В это время при храме святого Георгия был устроен монастырь.

Несмотря на почитание великомученика Георгия мусульманами, в 1010 году церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа аль-Хакима. Храм был восстановлен византийским императором Константином IX Мономахом. Возможно, работы были начаты еще ранее, при императоре Константине VIII. Сохранилось свидетельство, что в восстановлении храма принимал участие венгерский король Стефан (Иштван) I (1001-1038).

Разрушительные землетрясения в этом регионе произошли в 1033 и в 1067/68 годах. В 1071 году Лидда была захвачена турками-сельджуками. Однако в 90-х годах XI века некое церковное здание существовало в Лидде, что следует из упоминания в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы о том, что мощи великомученика находились под главным алтарем церкви.

Перед тем как Лидду заняли крестоносцы (3 июня 1099 года), церковь святого Георгия была разрушена мусульманами, которые, по словам Вильгельма Тирского, боялись, что ее огромные балки будут использованы для сооружения катапульт и др. осадной техники во время штурма Иерусалима. Его свидетельство оспаривается современными исследователями, однако, так или, иначе крестоносцы обнаружили церковь разрушенной или полуразрушенной. Латинским епископом Лидды и Рамлы был поставлен Роберт Руанский, но православное духовенство продолжало служить в храме святого Георгия на протяжении всего периода ее существования.

В XII веке крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Это произошло ранее 1177 года, наиболее вероятно, между 1150 и 1170 годами. Рядом находилась укрепленная резиденция епископа. Трехнефная готическая базилика с трансептом примерно совпадала по размерам с византийской базиликой. Она была сложена из блоков желто-коричневого известнякового туфа, капители колонн были изготовлены из белого с серыми прожилками мрамора, их базы — из белого мрамора.

Согласно описанию Георгиевской церкви паломника Иоанна Фоки (1185 год), верхняя плита гробницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Он рассказывает, что когда латинский епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей великомученика Георгия. Однако открыть ее не удалось, так как оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг.

В 1187 году Лидду захватил Салах-ад-Дин, который в 1191 году велел уничтожить церковь, но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьезно повреждена. Камни от готического собора были использованы, в 1273 году при строительстве моста в нескольких километрах к северу от Лидды. Церковь была восстановлена английским королем Ричардом I Львиное Сердце.

Из описаний путешественников Людольфа Зудгейма (1336 год) и Николая из Поджибонси (1346 год) следует, что в это время церковь находилась в хорошем состоянии. Известно, что византийский император Иоанн VI Кантакузин выделял деньги на реставрацию храмов на Святой земле. Николай из Поджибонси сообщает, что церковь была украшена фресками, а Людольф Зудгейм упоминает также мозаики и мраморную облицовку. Паломники XIV веке говорят о хранившемся в храме камне, на котором была усечена глава великомученика Георгия.

В 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, вспыхнуло гонение на христиан, и церковь во имя святого Георгия была разрушена. Готическая базилика была захвачена мусульманами и превращена в мечеть, также в это время был отторгнут и разобран правый придел во имя святого апостола Иоанна Богослова.

В 80-х годах XV века доминиканец Феликс Фабер описал развалины готического собора, упомянув построенную рядом с ним мечеть. От постройки крестоносцев до нашего времени сохранились первая арка южной колоннады и базы колонн северной колоннады центрального нефа, третья пилястра южного нефа и фрагменты четырех пилястр северного нефа.

В 1517 году в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение.

Во время землетрясения 1837 года обрушились свод храма и северная апсида. Церковь святого Георгия простояла в руинах до 1870 года, когда после спора между православными и католиками святыня была признана православным владением. В 1871 году Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена святого Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Георгиевской церкви. По высочайшему повелению императора Александра II, из сумм капитула ордена было отпущено 3 тысячи рублей.

На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освященная 3 ноября 1872 года. Она включила в свой состав центральную и северную апсиды храма XII века. В основании северной апсиды лежит византийская кладка. На месте южных аспиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад.

Строения современного греческого монастыря расположены напротив храма, через дорогу. Центральный придел храма посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу, левый — Введению во храм Пресвятой Богородицы. Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) великомученика Георгия расположена в восточной части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. На его поверхности священнослужители храма святого Георгия освящают масло, которое раздается паломникам.

В одной из колонн, справа от центрального придела, находятся почитаемые верующими «святые узы» — железные кандалы с цепью, которыми, по преданию, святой был окован в темнице. С этой реликвией связана необычная традиция. Паломники, помолившись, надевают кандалы святого Георгия.

Частица мощей святого Георгия Победоносца находится в серебряном ковчежце, в центральном приделе слева от царских врат, и выносится верующим для поклонения.

И храм великомученика Георгия, где расположена его гробница, и обитель находятся в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Церковь святого великомученика Георгия расположена на улице Голомб в Ган-Шалом, исторической части города Лидды.

Частицы мощей Георгия хранящей в афонских монастырях Ксенофонт, святого Григория, святого Дионисия, Иверском, Зографском и в ряде обителей Греции: Арсаниу, Гумениссы Божией Матери, преподобного Никанора, Дусику, Татарниотиссы, святых Феодоров на Керкире и других.

Кроме того, части мощей святого Георгия находятся в юрисдикции Католической Церкви. В Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре хранятся глава и рука святого великомученика Георгия, перенесенные туда в 1296 и в 1462 годах.

Почитание святого Георгия началось почти сразу по его мученической кончине. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем Востоке.

Почитание великомученика Георгия в Византии

Почитание святого Георгия в Византии засвидетельствовано с IV века: в греческой надписи 368 года (354 или 357 годов) из Саккеи в Ватанее (современная Шакка, Сирия) упоминается «дом святых, стяжавших (небесную) награду мучеников Георгия и (пострадавших) вместе с ним святых». Гробница Георгия и храм в его честь, находившиеся в палестинском городе Лидде, где от мощей святого происходили чудеса, описываются паломниками Феодосием (около 518 года), Пьяченцским анонимом (около 570 года), Адамнаном (около 670 или 685 годов). В VII веке Лидда была переименована в Георгиополь.

Храмы, посвященные святому Георгию, начали строить по всей Римской империи с IV века. Особенно много таких храмов было в Палестине и Сирии. Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя великомученика Георгия были построены в середине V века императрицей Евдокией в Шейх-Бадр к западу от Иерусалима, в конце V века — в Эдессе, в 514/5 годах первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого — в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI веке существовали церкви во имя великомученика Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и других городах.

О почитании Георгия в Каппадокии свидетельствует Похвальное слово в честь великомученика, написанное в V веке Феодотом, епископом Анкирским, которое сохранилось только на коптском языке.

Византийский император Юстиниан I (527-565) построил церковь во имя великомученика Георгия в Визане близ Феодосиополя в Великой Армении; император Ираклий I (610-641) — храм в Константинополе в квартале Девтерон; Константинопольский патриарх Сергий I (610-638) — церковь в Халкидоне.

Сведения о почитании великомученика в Малой Азии и о его мощах содержатся в Житии преподобного Феодора Сикеота (умер в 613 году), покровителем которого был великомученик Георгий: «А у преподобнейшего Емилиана, епископа Гермийского, была частица его святой главы, и один палец руки, и один зуб, и еще одна частица. И вот мученик явился епископу, повелевая ему отдать их своему слуге Феодору для построенного им ему храма».

У епископа Емилиана мощи Георгия, вероятно, хранились в храме святых Архангелов в Гермиях, Феодор же перенес их в построенную им церковь, освященную во имя Георгия. В житии приводятся многочисленные рассказы о явлении великомученика, его чудесной помощи, защите Феодора от демонов. После смерти Феодора Сикеота эта часть мощей Георгия была перенесена императором Ираклием в Константинополь и положена в специально построенной для них церкви также во имя Георгия, в квартале Девтерон около Адрианопольских ворот. По этой причине монастырь, возникший впоследствии на этом месте (упоминается с конца IX века), назывался монастырем Георгия Сикеота. Частицы мощей Георгия хранились в церкви во имя великомученицы Евфимии около Ипподрома.

Древнейшими церковными сооружениями в Константинополе, построенными в честь святого Георгия, являются монастырь Ксирокерк, или Ксилокерк (упоминается с 518 года), и церковь во имя великомученика Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, императором Константином I Великим.

В Константинополе известны и другие храмы, освященные во имя великомученика Георгия, — в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX веке, сохранился после падения Константинополя, сгорел в 1782 году и был восстановлен патриархом Константинопольским Константином II в 1833 году), Сики (впервые упоминается в 1303 году в хрисовуле императора Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также монастыри великомученика Георгия «ту Препозиту» (конец VIII века) и построенный императором Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения Константинополя. Ее настоятель в XIV веке имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал второе место после игумена Студийского монастыря.

Великомученику Георгию посвящен ряд Похвальных слов византийских писателей: Аркадия, архиепископа Кипрского, святителя Андрея Критского, Феодора Квестора, Иоанна, митрополита Евхаитского, Григория II (Георгия) Кипрского, Патриарха Константинопольского, Константина Акрополита, Антония, епископа Ларисского, Нила, архиепископе Родосского, и других, а также стихи Феодора Продрома.

В Константинополе 23 апреля служба великомученику совершалась в церкви во имя великомученика Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Святой Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой церкви X века и Синаксаре Константинопольской церкви X века. В календарях палестинского происхождения 3 ноября отмечается также праздник освящения церкви во имя великомученика Георгия в Лидде, который получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора в «Ромейской истории» упоминает об изображений Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи.

В Византии Георгий считалок покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий; происходит от греческого слова georgos — земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзис называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников.

Известно совместное почитание великомученика Георгия и великомученика Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с великомучеником Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 голу.

Кроме чудес, зафиксированных в византийских агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Георгия, были отмечены, например, в 1593 году (явление великомученика Мураду III, после которого султан отказался от своего намерения разрушить церковь во имя великомученика Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 году (прекращение эпидемии чумы на острове Закинф, по молитве Георгия).

Почитание святого Георгия у южных славян

Почитание святого Георгия Победоносца пришло на южнославянские земли задолго до официального принятия христианства. Как известно, один из древнейших храмов Софии (Сердики) — ротонда VI века — был посвящен святому Георгию.

Имя Георгий в средние века и в настоящее время является одним из популярнейших в регионе. Однако оно не вошло в ономастикой правящей болгарской династии ни в эпоху Первого Болгарского царства, ни в правление Асеней (1186-1279), хотя известны представители боярства, носившие это имя, например Георгий Войтех, возглавивший в 1172 году болгарское восстание против византийского владычества.

Верховные правители с этим именем (происходящие из боярского рода Тертовичей) появляются только в посл. четверти XIII века: цари Георгий I Тертер (1280-1292) и его сын Георгий II Тертер (1321-1322).

Святой Георгий пользовался особым почитанием в Сербии, особенно среди членов династии Неманичей. В житии святого Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, королем Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде великомученика Георгия, освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть.

В память об этом событии в 1167-1170 годах (или в 1-й половине 1171 года) Неманя построил монастырь Джурджеви Ступови на Лиме. В начале XIV века этот монастырь обновил король Стефан Драгутин и впоследствии был там погребен.

Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя великомученика Георгия в Будимле на реке Лим, где находится гробница Стефана.

У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд сербских удельных правителей, например, дуклянский король Георгий (1208-1216), сын Вукана, внук Стефана Немани.

Святитель Савва Сербский построил во имя великомученика Георгия монастырь Ораховица, возобновленный в начале XIV века королем Стефаном Урошем II Милутином. По свидетельству летописей, король Драгутин построил монастырь во имя великомученика Георгия в Ломнице. Святому Георгию посвящена и возведенная в 1318 году задужбина Милутина — монастырь в Старо-Нагоричино близ Куманова.

На рубеже XIII-XIV веков король Милутин, а в последней трети XIV века Вук Бранкович покровительствовали монастырю Георгия Скорого близ Скопье. Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание монастыря во имя великомученика Георгия в Уложиштах, а в правление его сына Стефана Уроша III (святой Стефан Дечанский) (1321-1331) упоминается соименный монастырь в городе Маглич на реке Ибар.

Между 1382 и 1385 годами сербские иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне монастырь святого Павла Ксиропотамского, посвященный великомученику Георгию (главный престол). В Хиландаре находится чудотворная икона святого Георгия, упоминаемая в письменных источниках с XVI века.

В честь святого Георгия построено большое число церквей и монастырей в Болгарии и Македонии, а также монастырь Зограф на Афоне, в котором хранятся чудотворные иконы великомученика Георгия.

С болгарскими монастырями, посвященными великомученику Георгию, связан ряд преданий о чудотворных иконах великомученика. Наиболее известны существовавшие не позднее 1-й половине XVIII века сказания о чудотворных иконах святого Георгия в Зографе, зафиксированные в так называемой Зографской хронике или «Сводной Зографской грамоте».

В Сербии после XIV века посвящение монастырей великомученику Георгию представляет значительную редкость, известны только три, причем в двух случаях зафиксирована лишь дата их обновления. Монастырь во имя великомученика Георгия (Сынджордже) к юго-западу от Тимишоары (Румыния) основан, по преданию, деспотом Иоанном Бранковичем (около 1498-1502 годов), но письменные свидетельства о нем сохранились с 1623 года. Монастырь Ломница (или Ловница) близ Шековичей в Боснии упоминается в 1578 году, а Добриловина на реке Таре в Черногории был обновлен около 1592 года.

После распада империи Стефана Душана имя Георгий носили многие областные правители конца XIV — 1-й половины XVI века: Георгий I (+ 1378) и Георгий II (+ 1403) Балшичи, деспот Гюрг Бранкович (1427-1456) и его внук, митрополит Максим (+ 1516), а также последний сербский правитель Зеты из династии Черноевичей (конец XV века). Распространение имени среди правителей совпадает по времени с прекращением посвящения святому Георгию новых монастырей.

В народных верованиях болгар, македонцев и сербов святой Георгий выступает как покровитель домашнего скота (и в то же время как «волчий пастух») и податель первых весенних дождей, отмеченный, как и пророк Илия, некоторыми чертами громовержца.

Почитание святого Георгия на Руси

На Русь почитание святого Георгия приходит вместе с принятием христианства. Один из сыновей святого князя Владимира Крестителя князь Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, основал в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве, освященную митрополитом Иларионом между 1051 и 1054 годами.

В этой церкви проводились хиротонии русских епископов. День освящения храма — 26 ноября — стал общерусским праздником в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Служба, посвященная этому событию, помещена в новгородской Минее 1097 года, а память указана в месяцеслове Юрьевского Евангелия 1119-1128 годы. Праздник, получивший в народе название осеннего Юрьева дня, был связан с завершением сельскохозяйственного цикла и позднее с переходом крестьян от одного господина к другому.


В соборе Святой Софии в Киеве один из приделов был посвящен великомученику Георгию, в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и монастырей Древней Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев монастырь в Новгороде, в котором в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя великомученика Георгия в Старой Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. «Чиновник церковный» (XVII век) упоминает, что накануне 23 апреля «тамо всенощное бывает, а патриарх не служит там… а прежде сего служивал». В 1626 году в церкви Ризоположения в Кремле патриархом Филаретам был устроен придел во имя великомученика Георгия.

Помимо широко распространенных переводных чудес великомученика Георгия известно оригинальное древнерусское произведение — «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в церковь во имя великомученика Георгия и молил святого о прозрении. Святой Георгий явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление.

Древнейший список «Чуда о слепце» находится в Успенском сборнике конец XII — начало XIII века. К XII веку относится известие одной из редакций Архангелогородского летописца о чудесном явлении и помощи святого Георгия осажденным чудью новгородцам. В 1271 году князь Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на реке Мироповне. Покровителями русского войска во время Куликовской битвы (1380 год) выступили великомученик Георгий, великомученик Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб.

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый (+ 1054), Юрий Долгорукий (+ 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович (+ 1238), Юрий Данилович Московский (+ 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский (+ 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий (+ после 1140), Юрий Ярославич Муромский (+ 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский (+ 1147), Юрий Ярославич Туровский (+ между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский (+ 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского (+ после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский (+ 1202), Юрий Игоревич Рязанский (+ после 1212), Юрий Несвижский (+ 1223), Юрий Ингваревич Рязанский (+ 1237), Юрий Давидович Муромский (+ 1237), Юрий Андреевич Суздальский (+ 1279), Юрий Владимирович Пинский (+ 1292), Юрий Львович Галицкий (+ 1308), Юрий Андреевич Ростовский (+ 1320), Юрий Ярославич Муромский (+ 1355), Юрий Святославич Смоленский (+ 1407), Юрий Всеволодович Холмский (+ 1408), Юрий Андреевич Ростовский (+ 1413), Юрий Александрович Тверской (+ 1426), Юрий Большой Васильевич (+ 1441), Юрий Меньшой Васильевич (+ 1473), Юрий Иванович Дмитровский (+ 1536), Юрий Васильевич Угличский (+ 1564) и другие.

В феврале 1368 году святитель Алексий, митрополит Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским князем Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня».

Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом.

При государе всея Руси Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены два каменных барельефа с изображениями великомученика Георгия, убивающего змея (в 1464 году), и великомученика Димитрия Солунского (в 1466 году). В 1527 году возле Фроловской башни была построена церковь во имя великомученика Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

В 1497 году изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III. Несмотря на иконографическое сходство, его отождествление с Георгием остается спорным. Предполагают, что всадник символизирует государя-триумфатора. В XVI-XVII веках иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского государства.

Официальное утверждение российского герба — двуглавого орла с тремя коронами над головами и изображением воина, побеждающего дракона, на груди — состоялось в правление царя Алексея Михайловича: к 1667 году относится первое описание герба, к 1672 году — составление первого российского Гербовника — Титулярника.

При Петре I (с 10-х годов XVIII века) всадник начинает именоваться Георгием Победоносцем. В 1712 году на знаменах Московского пехотного и драгунского полков было помещено изображение святого Георгия. К 1-й половине XVIII века относится создание городских гербов, в качестве эмблемы Москвы выступает то двуглавый орел, то святой Георгий.

Официально герб Москвы с изображением великомученика Георгия на коне, поражающего копьем змея, был утвержден 20 декабря 1781 года.

26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II был учрежден орден святого Георгия. Георгиевский крест являлся особой наградой за военные заслуги, поскольку великомученик Георгий считается покровителем русского воинства! Образ святого Георгия тесно связан с символикой победы в Великой Отечественной войне.

На Руси бытовало всенародное почитание святого Георгия как змееборца, покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. С днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля у крестьян совпадая первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами (в том числе лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец). Как покровитель земледельцев и скотоводов святой Георгий стал восприниматься еще в домонгольский период, о чем свидетельствует новгородская икона 2-й половины XIII века, где великомученик изображен вместе с преподобным Иоанном Лествичником и священномучеником Власием, Известны многочисленные духовные стихи о мучениях святого Георгия и реже о его битве с драконом. Образ Егория Храброго является одним из наиболее ярких, созданных крестьянским поэтическим творчеством.

В Нямецком Вознесенском монастыре находилась выносная (литийная) икона Божией Матери, на оборотной стороне которой был изображен стоящий великомученик Георгий, поражающий копьем змея. По названию монастыря эта икона именуется Нямецкой.

В правление молдаванского господаря Георге Стефана (1653-1658) от нее многократно совершались чудеса (преклонение до земли во время крестного хода в престольный праздник и хождение по воздуху), зафиксированные архимандритом Иоанникием (Галятовским) в книге «Небо новое с новыми звездами».

Благодаря контактам Русской Церкви с Православным Востоком в Россию попали частицы мощей святого великомученика Георгия. В воздвизальный крест (1553 год) были вложены святыни, среди которых в надписи на обороте пластины конца XVII — начала XVIII века упоминается частица мощей великомученика Георгия (Святыни Благовещенского собора в Кремле).

В 1557 году митрополит Иоасаф Кизический привез Иоанну Грозному в подарок от Константинопольского патриарха Дионисия II частицы мощей великомученика Георгия, великомученика Пантелеймона и апостола Варнавы. «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х годов XVIII века, предписывал 23 апреля выносить для поклонения в Успенский собор мощи святого Георгия.

В описях Образной палаты (1669 года) Московского Благовещенского собора (1680-1681 годы) и Успенского собора (1701 год) упоминаются частицы мощей и кровь святого Георгия.

В описи Новгородского Софийского собора (1749 год) указан ковчег с мощами святых, в том числе и святого Георгия. В настоящее время частицы мощей великомученика Георгия хранятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В 1998 году мэр Москвы Ю.М. Лужков передал патриарху Алексию II частицу мощей святого Георгия, испрошенную в дар в Лидде у Иерусалимского патриарха Диодора. В настоящее время привезенная из Лидды частица мощей находится в храме во имя великомученика Георгия на Поклонной горе.

Почитание святого Георгия на Западе

На Запад почитание святого Георгия пришло с Востока. В Европе получили широкое распространение латинские переводы различных редакций и вариантов жития святого Георгия: перевод апокрифических версий «Мученичества Георгия», в том числе Венского палимпсеста и жития святого Георгия, написанного Псевдо-Пасикратом. Латинские «Мученичества» восходят к житиям средневизантийской традиции. Существует ряд сказаний, посвященных перенесению мощей святого.

В честь великомученика Георгия составлялись похвальные слова и романизированные жития, то есть литературные произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского (+ 594) и Венанция Фортуната (+ около 600), слово епископа Захарии (XI век) и слово Петра Дамиани (+ 1072). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098 год) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи святого Георгия.

Сказания о великомученике Георгии вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагина (+ 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса (+ после 1174), Рейнбота фон Дюрна (середина XIII века) и кардинала Якопо Гаэтано Стефанески (+ 1343) запечатлена легенда о борьбе святого Георгия с драконом.

В Италии почитание святого Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (около 527) поручил защите этого святого ворота мученика Севастиана. Римский папа Лев II (682-683) посвятил великомученику Георгию и мученику Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741-752).

В этом же храме хранятся копье и хоругвь святого Георгия. В 1600 году часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару.

В Неаполе в начале V века епископ Север основал базилику святого Георгия (Сан-Джорджо Маджоре).

Как утверждается в описании жизни епископа Агнелла (+ 570), в Равенне с VI века в местности Кориандро рядом с мавзолеем короля Теодориха существовала церковь, посвященная святому Георгию. Другая церковь, называемая церковью во имя великомученика Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из двух частей позднеримской Равенны. Около 657 года почитание святого Георгия проникло в Феррару.

Великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 году граф Роберт Фландрский привез в Феррару руку великомученика Георгия и подарил ее графине Матильде, которая, в свою очередь, подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 году в честь великомученика.

В Венеции в церкви Сан-Джорджо Маджоре хранятся часть главы и рука святого Георгия, перенесенные туда в 1296 и в 1462 годах.

В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франкского короля Хлодвига. В 491 году его супруга, королева Клотильда, основала монастырь великомученика Георгия в Шеле, а около 512 года Хлодвиг посвятил великомученику Георгию и святому Герману Парижскому монастырь в Барале близ Камбре. Григорий Турский в произведении «In Gloria Martyrum» (О славе мучеников) описывает чудеса святого Георгия и упоминает перенесение мощей этого святого в Лимож и в Ле-Ман.

По свидетельству Венанция Фортуната, который в пяти двустишиях прославляет подвиг великомученика, в Майнце в середине VI века в честь святого Георгия была построена базилика. В VI-VII веках церкви, посвященные великомученику Георгию, существовали в Майнце, Меце, Шеле, Сен-Боэре и, возможно, в Суасоне, Париже, Бордо и Арле.

В 852 году Петр из Испанской марки упоминает о перенесении в Испанию мощей святого Георгия и святого Аврелия.

В Англию культ святого Георгия проник еще до норманнского завоевания. Известна построенная в 1061 году церковь святого Георгия в Донкастере.

Во время третьего крестового похода (1189-1192) Ричард I Львиное Сердце, который видел святого Георгия в блистающих доспехах во главе христианского войска, поручил армию крестоносцев покровительству святого.

Видимо, с этого времени флагом английской армии становится знамя святого Георгия с красным крестом на белом фоне. В XIV веке святой Георгий был официально признан небесным патроном Англии. В 1348 году английский король Эдуард III учредил орден святого Георгия (орден Подвязки). С 1415 по 1778 годы день памяти святого 23 апреля считался вторым по значимости праздником после Рождества Христова.

Святой Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с апостолом Марком) и Барселоны.

Среди религиозных и военных орденов великомученику Георгию посвящены орден бенедиктинцев, Тевтонский орден, арагонский орден Калатрава и другие, а также существующий до настоящего времени Священный Константиновский военный орден святого Георгия (назван в средние века орденом золотого всадника), легендарным основателем которого считается византийский император Константин Великий.

Наиболее вероятно, что он был основан в 1191 году императором Исааком II Ангелом. В 1690 году Андреа Флавио, последний из рода Ангелов-Комнинов, передал свои права Джанфранческо Фарнезе, герцогу Пармскому, который, в свою очередь, передал их инфанту Испании, ставшему королем Неаполя, который и дал ордену современное название и новый устав.

Великомученик Георгий считался покровителем конников и пехотинцев, лучников, алебардистов, оружейников, шлемников и седельников. Его призывали на помощь против ядовитых змей, чумы, проказы и венерических болезней.

В 1969 году, во время реформы календаря католической Церкви, который делит праздники святых на категории в соответствии со степенью их торжественности, день памяти святого Георгия 23 апреля был занесен в низшую категорию и был объявлен необязательным, а совершение службы в этот праздник оставлено на усмотрение местных церковных властей.

Почитание святого Георгия в исламе

Святой Георгий пользуется огромным почитанием не только в христианском мире — Георгий (арабское «Джирджис») — одна из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием. От арабов-христиан его почитание перешло к арабам-мусульманам. Житие святого Георгия было переведено на арабский язык к началу VIII века.

В «Чуде об обращении сарацина» говорится о том, как христианский священник дал прочитать сарацину житие святого Георгия на его родном языке.

Житие великомученика Георгия в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (умер в 923 году). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса).

Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств.

В Палестине насчитывается двадцать два культовых места, имеющие отношение к святому Георгию, пять из которых христианско-мусульманские и девять мусульманские: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности, баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу.

Наиболее известные христианские церкви и монастыри, посвященные великомученику Георгию (монастырь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), церковь великомученика Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у села Эль-Хадр, и другие), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования.

Около пещерной церкви великомученика Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте города Джуния), согласно местному арабскому преданию, произошел поединок святого Георгия со змеем.

На Ближнем Востоке существует почитание святого Георгия под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Великомученик Георгий особенно почитается в качеству целителя болезней, в первую очередь, нервных и психических расстройств.

Однако аль-Хадр, которому посвящено множество преданий и который считается одним из четырех «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, далеко не всегда и не во всех мусульманских преданиях может отождествляться со святым Георгием.

…назад . . . . . далее…
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x