Храмы и монастыри св. вмч. Георгия

Храмы и монастыри св. вмч. Георгия

Для удобного чтения книги нет необходимости открывать отдельно все публикации в этой категории. Все ссылки к разделам книги доступны на «Великомученик Георгий Победоносец. СОДЕРЖАНИЕ» или пройти по ссылке внизу данной страницы

Храм святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе

9 декабря 1993 года на Поклонной горе в Москве был заложен храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, ставший составной частью мемориального комплекса, открытие которого было приурочено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Строительство велось на средства города. Поскольку все работы велись параллельно (одновременно с общим строительством на земле монтировался купол и впоследствии водружался на храме), храм был построен в рекордно короткие сроки, и уже спустя полтора года 6 мая 1995 года состоялось его освящение.

Воздвигнутая церковь была воспринята неоднозначно и вызвала многочисленные споры и нарекания. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе стал в отечественной церковной архитектуре символом постмодернизма.

Несмотря на то, что церковь стилизована под формы древнерусской архитектуры, она явно характеризуется привнесением в «русский стиль» элементов модернизма. Формально выполняя необходимое условие строительства православного храма — соблюдение традиций, автор все же отходит от канона.

Традиционные росписи, обязательные для православного храма, заменены бронзовыми барельефами в исполнении Зураба Церетели. Многочисленные споры вызвала стеклянно-металлическая конструкция окон.

Созидание храма завершилось монтажом резного иконостаса и винтообразной дубовой лестницы с граверными и литыми латунными украшениями, золочением апсид и звонницы. Что же касается колоколов, установленных на звоннице, то они также вызывают ряд нареканий.

Храм великомученика Георгия в Старых Лучниках на Лубянке

Первое упоминание о храме в честь Георгия Победоносца в Старых Лучниках на Лубянке относится к 1460 году. Первоначальный храм был деревянным.

В 1657 году в «Сторельной книге» впервые упоминается каменная Георгиевская церковь. Храм был построен на средства купца Гаврилы Никитича Романова.

В 1693 году главный, нижний храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей — гульбищем.

Во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года храм горел, но уцелел. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен. В 1862 году храм приобрел современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный — преподобного Феодора Сикеота, возведенный иждивением купчихи А.В. Мазуриной, и северный — преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца А.К. Садомова.

В 1932 году храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатер колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами. До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проемы звона колокольни, пробито несколько новых проемов, заложен западный, главный вход. Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства. Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.

Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины. При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение. За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в аварийное состояние.

В 1993 году здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. С этого момента начинается восстановление храма великомученика Георгия в Старых Лучниках. Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплен фундамент и стены. К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни.

С 1996 года в храме возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преподобного Феодора Сикеота. Осенью 1997 года на восстановленной колокольне установили набор колоколов Каменск-Уральского литья. В 2000 году на храме был установлен позолоченный крест — точная копия исторического креста.

В 2001 году завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

В настоящее время в храме имеются святыни: икона с частицей мощей Георгия Победоносца; ковчег с частицами мощей преподобного Александра Свирского, священномученика Константина Богородского, святителя Иннокентия, епископа Иркутского, преподобного Варнавы Гефсиманского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, преподобной Марии Египетской, преподобного Ферапонта Можайского, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Ипатия Целебника Печерского, преподобном Романа Киржачского; ковчег с частицей мощей святителя Игнатия Брянчанинова; икона преподобного Нила Столобенского с частицей его святых мощей; икона-мощевик преподобных старцев Оптинских; икона праведного Алексия, старца Московскому с частицей его святых мощей; икона преподобного Серафима Саровского с частицами его вещей (мантии, поручей, четок, «1000-дневного» камня, кельи в дальней пустыньке).

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор — это один из самых поздних, сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. Потрясающий по красоте образец древнерусской православной архитектуры производит неизгладимое впечатление: на лужайке, среди покосившихся деревянных домов стоит достаточно массивный храм серо-зеленоватого цвета, все стены которого покрыты резными камнями.

Когда-то здесь стояла еще более древняя церковь, построенная в 1152 году по приказу Юрия Долгорукого. В 1230 году внук Юрия, сын Всеволода Большое Гнездо — князь Святослав, получивший Юрьев-Польский в удел, разрушил обветшавший к тому времени храм и приказал построить на том же месте новый. Здание строили четыре года.

В 1238 году собор пострадал от набега монголо-татар, однако вскоре было отремонтировано и в таком виде простояло более ста лет. Георгиевский собор был взят за образец при строительстве Успенского собора в Московском Кремле, построенного при Иване Калите. В 1460 году произошло обрушение свода, не выдержавшего слишком большой нагрузки.

Тогда, по приказу великого князя, известный московский архитектор В.Д. Ермолин занялся работами по восстановлению собора. Он уже имел опыт в реставрации древних построек. Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде». Однако это было далеко не так.

В ходе реставрации были сильно искажены первоначальные пропорции здания, ставшие более тяжеловесными. Часть рельефов погибла, а оставшиеся перепутаны, из-за чего фасады собора стали производить впечатление заполненных хаотично разбросанными, без внутренней смысловой связи, сюжетами.

В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям. В XVII веке над его западным притвором появилась шатровая колокольня, которую в 1781 году сменила новая, большая, с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. В 1809-1827 годах его закрывают с севера и юга новая ризница и теплый придел. Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника.

Только в XX веке были снесены уродовавшие его обстройки, и теперь можно увидеть целиком это интереснейшее здание.

Как мы уже сказали, первоначально храм был стройнее и живописнее, его покрытая шлемовидным (а не луковичным — как теперь) куполом глава стояла ровно над центром основного объема храма на особом постаменте.

Собор относительно небольшой по размерам. К боковым фасадам примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй ярус — хоры, предназначенные для княжеской семьи. В углу, между северной стеной храма и восточной стеной северного притвора, располагался небольшой храм — Троицкий придел, усыпальница юрьевских князей. Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 году погребли князя Святослава. В восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «гробницу». Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одноапсидной часовней с крошечным (1,80 x 3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной.

Фасады собора членятся лопатками (пилястрами) на три доли — это характерный для древнего русского зодчества признак четырех-столпного храма. В горизонтальном членении храма присутствует аркатурно-колончатый пояс, отчасти уцелевший при разрушении в XV веке. Пояс шел и по верху апсид, расчлененных полуколоннами. Над поясом следует представить верхнюю часть фасадов, завершенных килевидными закомарами. В обоих ярусах помещались высокие окна. Строго над центром основного куба храма возвышалась глава, поднятая на особом постаменте. Вероятно, именно эта нагрузка, а также использование (по одной из версий) повышенных подпружных арок стало причиной обрушения сводов собора в 1460-е годы. Таким образом, архитектура первоначального здания обладала устремленностью ввысь, динамизмом и живописностью: стройные пропорции в сочетании с тремя притворами придавали храму ступенчато-столпообразный характер.

Восстанавливая храм, Ермолин провел тщательную работу по изучению рельефов Георгиевского собора. Но, несмотря на более или менее убедительно графически восстановленную систему убранства и распределения скульптур по фасадам, полностью восстановить сюжетно-смысловую программу рельефов не удалось. Не имея никаких чертежей или изображений фасадов, Ермолину пришлось фактически заново «облицевать» фасады, подчас расположив их в беспорядке или неправильной последовательности, создав тем самым своеобразный каменный ребус, над разгадкой которого многие специалисты бьются уже не один десяток лет. Многие каменные рельефы были вообще затеряны на соседствующих с храмом дворах, а только в XX веке ученым удалось разыскать их и создать экспозицию внутри собора.

Тем не менее, современные исследования, рельефов храма позволяют гипотетически воссоздать модели первоначальной сюжетно-смысловой программы наружного убранства Георгиевского собора. Резьба покрывала не только всю поверхность стен, но и остальные архитектурные детали. Отличительной чертой, а также своего рода новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен, и фон вокруг горельефов.

Даже сегодня не сложно заметить, что некоторые рельефы собора, несомненно, напоминают искусство Востока и Византии. Поэтому неоднократно возникал вопрос, не принимали ли участие в создании храма какие-либо восточные мастера. Выяснилось, что восточные мотивы попали в резьбу Георгиевского собора через предметы прикладного искусства — их скопировали с орнаментации блюд, тканей и других драгоценных предметов из княжеской казны.

Можно предположить, что скульптурное убранство храма исполнено по личному указанию князя — именно на это указывают слова летописца о том, что при построении храма князь Святослав создал церковь «чюдну резаным каменем, а сам бе мастер». Не следует понимать эту фразу буквально, однако есть вероятность, что личное участие князя Святослава в строительстве было несколько большим, чем роль обычного заказчика.

Главным фасадом Георгиевского собора был северный — он выходил на городскую площадь. Над порталом было помещено изображение покровителя города и храма — святого Георгия, одетого в воинские доспехи и опирающегося на высокое копье и миндалевидный щит с изображением барса — эмблемы династии владимирских князей.

В аркатурно-колончатом поясе находятся фигуры святых — покровителей княжеств. Этот ряд рельефов, по одной из версий, раскрывал основную идею программы резного оформления храма: небесные силы оказывают особое покровительство владимирским князьям и их богоизбранной земле.

Центральной композицией северного фасада было «Распятие» с драконами у подножия, которое носило название «Святослав крест», т.к. на нем вырезана надпись о постановке креста князем Святославом. Согласно преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских болгар.

Вторым по значению был западный фасад, к которому примыкал притвор, где располагалась княжеская ложа. Здесь, в изображениях святых, архангелов, апостолов и мучеников, преобладает тема славы владимирской земли. Здесь, у вершины тройного окна княжеской ложи, были изображены библейские пророки, а также ветхозаветные цари Давид и Соломон. Непосредственно над окном находился рельеф с изображением Богоматери Оранты, вероятно, символизирующей идею всеобщего заступничества.

Сложнее всего восстановить южный фасад собора, так как на нем сохранилось меньше всего фрагментов. По всей видимости, его главным украшением служили два рельефа с изображением сцены Вознесения: в центре стены располагалось прославляющее Иисуса Христа «Вознесение», составной частью которого является уже вторая в Георгиевском соборе «Богоматерь Оранта», расположенная над южным порталом. Восточнее находилось «Вознесение Александра Македонского» — предположительно, символ божественности и могущества светской, княжеской власти.

Восточная часть собора, та, где расположены алтарные апсиды, не имела декоративных элементов.

Георгиевский собор используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.

Свято-Юрьев мужской монастырь в Новгороде

Свято-Юрьев мужской монастырь — самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень заложил князь Ярослав Мудрый (в святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия.

Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа.

В 1119 году святой благоверный князь Всеволод Мстиславович совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской.

Георгиевский собор — замечательное творение древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны; к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В Юрьевом монастыре принял монашеский постриг знаменитый посадник Новгорода Мирошка Нездинич, новый инок был погребен в соборе в 1203 году, вскоре, в 1207 году, здесь же похоронили его сына Дмитра Мирошкинича. В июне 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого благоверного князя Александра Невского. Через одиннадцать лет, 5 мая 1224 года, умерла мать Феодора и Александра княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла иночество в Юрьевом монастыре под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына.

Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии».

В 1611-17 годах монастырь претерпел жестокое разорение от шведских интервентов, но в эти страшные годы шведского пленения в обители промыслом Божиим совершилось знаменательное для Новгорода и России явление — обретение мощей святого благоверного князя Феодора Ярославича. В 1614 году охваченные безудержной жаждой наживы шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов. Вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили в нем нетленные останки святого князя, вытащив его из могилы, они поставили его к стене, неразрушенное тело стояло, как живой человек.

По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель», Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к первому классу.

В январе 1786 года древний монастырь святого Георгия обрел великую святыню: сюда, по благословению митрополита Гавриила (Петрова), были перенесены мощи святого архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку, упраздненного Благовещенского монастыря.

Новое возрождение древней обители начинается в начале XIX века и связано с именем архимандрита Фотия (Спасского). Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием. Она пожертвовала большие средства на устроение Свято-Юрьевской обители.

На ее богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный корпус с храмом Воздвижения Креста, южный — с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси.

С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. В нем был устроен позолоченный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебряная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона святого Георгия XII века была покрыта ризой, украшенной драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

В послереволюционные годы Юрьев монастырь разделил участь всех русских обителей. В 1922 году изъятие церковных ценностей носило характер бессовестного разграбления монастыря, были переплавлены снятые с икон ризы, серебряная рака святого Феоктиста, богослужебные сосуды. Лишь малая часть ценностей стала достоянием российских музейных собраний. Через несколько лет, в 1929 году, монастырь был окончательно закрыт, уцелевшая братия разогнана. Разорение монастыря довершилось в 1935 году, при архитектурной реставрации Георгиевского собора по странным и необдуманным соображениям эстетического порядка был уничтожен семиярусный иконостас.

Во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, технику, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова.

Свято-Юрьев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви 25 декабря 1991 года. Новгородская епархия получила достаточно обветшавшие храмы и постройки обители. С 1995 года в обители была возобновлена монашеская жизнь.

В Свято-Юрьевской обители несколько Храмов: это Крестовоздвиженский собор, церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и Георгиевский собор.

Крестовоздвиженский собор находится на северовосточном углу обители и сторонами северной и восточной выдается за черту монастырских зданий. В 1760 году здесь была построена каменная церковь с деревянным осмериком, она оставалась неосвященной до 1810 года, когда пожар уничтожил все деревянные строения.

На месте этой церкви и на том же самом основании в 1823 году усердием настоятеля монастыря, архимандрита Фотия, был построен и в 1826 году освящен Крестовоздвиженский собор. Эта каменная церковь с просторными внизу помещениями, с купольным посередине объемом, имеет вид квадрата с пятью главами, которые с момента строения и до настоящего времени имеют «золотые» звезды на синем фоне куполов. Размеры храма в длину и ширину около 20 метров, в высоту — около 30 метров.

В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. В 1970-80-е годы здесь располагался музей, а в подклети помещения — картинная галерея. С начала девяностых годов, при передаче монастыря Епархии, в Крестовоздвиженском соборе возобновилось богослужение, и в настоящее время он является основным монастырским храмом.

За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. По этой причине и была выстроена церковь в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина», которая считается охранительницей от пожаров. Она заложена 4 сентября 1828 года, а освящена 20 августа 1831 года. Величиной церковь в длину, ширину и высоту до главы по 10 метров. Церковь находится посередине южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. После возвращения Свято-Юрьевского монастыря Церкви церковь была отремонтирована, и в ней началось богослужение.

Собор святого великомученика Георгия — главный храм Свято-Юрьева монастыря — был построен в 1119 году повелением князя Мстислава Великого. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына князя Мстислава — святого князя Всеволода-Гаврила, княжившего тогда в Новгороде. Спустя одиннадцать лет, 12 июля 1130 года, на память первоверховных апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и настоятеле Свято-Юрьевой обители Исайе.

Величественный Георгиевский собор по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 годов. Первоначальное внутреннее устройство Георгиевское собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела — Благовещения и святых Бориса и Глеба.

В 30-е годы XIX века при архимандрите Фотии, благодаря помощи графини А.А. Орловой Юрьев монастырь переживает новый расцвет. Особое внимание настоятель уделял Георгиевскому собору, но оно оказалось гибельным для росписи XII века, фрески были почти полностью сбиты со стен собора, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены.

Стены собора расписали заново, тогда же был выполнен роскошный семиярусный иконостас, в состав которого, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в серебряные и позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней.

Стенопись Георгиевского собора, созданная по воле архимандрита Фотия, не сохранилась так же, как и бесценные фрески 1130 года. В 1898 году в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей, по представлениям своего времени, древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н. Сафонова. В 1902 году, незадолго до потрясшей Россию революционной катастрофы, Георгиевский собор после обновления освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.

В настоящее время Георгиевский собор является главным храмом Свято-Юрьева монастыря, но богослужения в нем проходят нечасто.

Собор святого Георгия в Стамбуле (Константинополе)

Собор святого Георгия в Константинополе — с 1602 года резиденция Константинопольского Патриарха. Этот храм расположен в Стамбульском районе Фанар.

После падения Константинополя в 1453 году крупным центром православной жизни в городе стал район Фанар. В 1602 году Патриарх Константинопольский Матфей II избрал своей новой резиденцией собор святого Георгия.

После этого церковь несколько раз перестраивали, и от ее первоначального вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор перестроили и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция.

В начале XVIII века (год точно не известен) в соборе произошел сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и при Патриархе Паисии II.

Новый крупный пожар в 1738 году нанес серьезный ущерб церкви святого Георгия. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрационные работы. В результате этого ремонта церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835-1840) внес новые изменения в собор и увеличил его высоту. Вход был облицован мрамором. Последняя крупная реконструкция церкви проведена Патриархом Иоакимом III (1878-1912).

В 1941 году церковь снова серьезно пострадала при пожаре и по политическим причинам не восстанавливалась до 1991 года. Сегодня церковь существует на основе пожертвований православных христиан из других стран.

Собор является относительно небольшим строением с простым фасадом — он представляет собой трехнефную базилику.

Внутреннее убранство собора святого Георгия очень богато — многоярусный золоченый резной иконостас, на завесе Царских врат — герб Константинополя и Вселенского Патриарха — двуглавый орел. В храме установлены стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках.

В храме святого Георгия находятся многочисленные святыни.

Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра

Монастырь святого Георгия находится в «Вади Ан-Надара», или аллее христиан, в районе Тал-калах, в 65 километрах от Хомса в Сирии и на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком, между Хомсом и Триполи и вблизи известного замка Крак де Шевалье.

Согласно арабским и западным источникам, история монастыря уходит к VI веку, времени правления императора Юстиниана. Обитель была освящена в честь великомученика Георгия, нехристиане называют его Аль-Ходр аль Аббас.

Монастырь святого Георгия построен на общественной римской дороге, связывавшей приморские земли со внутренними городами Хомс, Пальмирой и другими.

Первоначально монастырь представляй из себя пещеру, окруженную кельями благочестивых монахов. Главный вход с юга был украшен византийским фасадом. Ворота были размером 93*64 см, отделанные черным камнем.

Рядом с воротами находилось каменное окошко, использовавшееся для раздачи хлеба и пищи нуждающимся. Один из образованных монахов поучал людей через это окошко основам православной веры и нравственности.

Второй этаж был построен в XII веке во времена Крестовых походов. Вход построен из черных каменных плит такого же размера, как и на первом этаже, и направлен на запад. Над входом находится скульптурное изображение креста. Ворота называются лошадиными, несмотря на свою узость, так как служили для входа лошадей. На первом этаже находится церковь, называемая Старой по аналогии с Новой церковью на третьем этаже. В Старой церкви — полукруглые своды и резной деревянный иконостас с иконами XVIII века византийского письма с местным колоритом.

На нынешнем третьем этаже монастыря находится богато украшенная церковь, построенная в XIX веке. В храме величественный деревянный иконостас, считающийся одним из самых выдающихся в Сирии и Ливане. Его изготовление длилось 22 года, иконы были написаны иерусалимским иконописцем в XIX веке.

В ризнице монастыря можно видеть потиры, подносы, кресты и другую уникальную утварь — бесценное христианское наследие. Среди прочего множество рукописей, документов, завещаний, жалованных грамот времен арабского владычества, а также дары армянских, грузинских князей и русских царей. Монастырь включен в список наиболее важных памятников Сирии.

Люди разных рас и религий посещают монастырь, и с благоговением вносят пожертвования, и чествуют святого покровителя, известного благодаря бесчисленным чудесам.

Монастырь находится в долине, окруженной вечнозелеными холмами, поблизости расположены парк и известный источник. Сегодня при монастыре действует Церковная школа, которая готовит церковно- и священнослужителей. Каждый год в монастыре проходят фестивали церковной музыки и летние лагеря для детей.

Афонский монастырь Зограф

Болгарский монастырь Зограф на святой горе Афон посвящен великомученику Георгию Победоносцу. Престольный праздник обители приходится на 23 апреля по Юлианскому календарю. Зограф — девятый в иерархии афонских монастырей, один из трех традиционно славянских по составу насельников. В нем живет 10 монахов-болгар. Монастырь расположен в западной части полуострова, в часе ходьбы от причала, среди высоких деревьев у подножия лесистого холма.

Согласно преданию, Зографский монастырь был основан в царствование Льва Философа (886-912) тремя братьями: Моисеем, Аароном и Иоанном — болгарами из Охрида, расположенного ныне между бывшей Югославией и Албанией.

Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, а потом соорудили общий храм, но никак не могли придти к согласию по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Преподобный Моисей предлагал освятить ее во имя Пресвятой Богородицы, преподобный Аарон — святителя Николая, а преподобный Иоанн — великомученика Георгия.

Чтобы решить этот вопрос, они положили на алтарь чистую иконную доску и договорились посвятить храм тому святому, чей образ появится на ней. Они служили всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией и, взглянув после этого на икону, увидели на ней изображение святого Георгия. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем (Изографом), и от иконы прозвался сам монастырь.

Известие о чуде привлекло в новоустроенный монастырь богомольцев. Первыми из них была братия Палестинской обители Фануэль, расположенной недалеко от Лидды. Их обитель также была посвящена святому Георгию, но однажды, во время молитвы перед образом святого Георгия, вдруг все увидели, как святой сошел с иконы и исчез.

Вскоре настоятелю в сонном видении явился святой Георгий и сказал, что исчезнувший образ теперь отпечатался на доске в одном афонском монастыре. Тогда фануэльские монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Они остались на святой Горе, избежав плачевной участи, которая могла бы их постигнуть несколько десятилетий спустя при разрушении Палестины безумным калифом Хакимом (996-1021).

Византийский император Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению святого Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.

Монастырь Зограф упомянут еще в первом афонском типиконе 971 года. Говорится в нем и об игумене по имени Георгий. Записи последующих трех столетий сгорели при пожаре, а в документах тринадцатого века есть сведения о присутствии в монастыре болгарских иноков.

По странному стечению обстоятельств, император Михаил Палеолог — один из благотворителей Зографской обители в конце тринадцатого века, несколькими годами позже вместе с Патриархом Иоанном (Векком) прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Зографа принять унию с Римом. 10 октября 1276 года в башне монастыря латинянами были сожжены 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом. В память этого события в 1873 году в монастыре был установлен кенотаф (символическая гробница).

Монастырь был возобновлен молдавским воеводой Стефаном III Великим только в 1502 году.

Монастырь знавал то благополучные времена, то трудные. Это длилось до конца первого десятилетия XIX века, когда в Зографе начался период относительного процветания и обширного строительства.

До середины XIX века наряду с болгарами в монастыре жили сербы и немало греков. В эту эпоху службы велись по-гречески и по-славянски. В 1845 году болгары получили официальное подтверждение своего освященного традицией преимущества в правах владения монастырем, и до сих пор монастырь считается болгарским, хотя в настоящее время болгарских иноков там осталось совсем немного. Знаменательно, что в годы разрыва общения Болгарской Церкви с Константинопольским Патриархатом братия монастыря осталась под омофором Константинопольского Патриарха.

В июле 1913 года, в ходе Второй Балканской войны, монастырь, в котором находился болгарский военный отряд, был взят штурмом греками; болгарские же солдаты как военнопленные были увезены в Грецию.

Соборный храм обители, посвященный святому великомученику Георгию, был построен в XIX веке. Помимо собора здесь есть шестнадцать менее крупных храмов и часовен — восемь в самом монастыре и восемь за его пределами, в кафисмах и кельях. В Карее монастырю принадлежат две мастерские и представительство при Протате.

Особо почитаемые святыни монастыря — три большие иконы святого Георгия Победоносца. Древнейшая чудотворная икона святого Георгия помещена у колонны правого клироса храма, а две копии с нее, поступившие в обитель из других мест, также считаются чудотворными. Вторая икона, по преданию, приплыла морем из Аравии, а третья — Стефана Душана, найденная им по видению и сопутствовавшая ему в боях.

В монастыре также хранятся две прославленные иконы Богородицы — «Акафистная» и «Епакууса» «Отвечающая на молитвы».

С первой связано следующее предание: в одном из скитов Зографа жил старый монах, который непрестанно читал акафист Богородице. Однажды он через эту икону получил от Матери Божией предупреждение о приближении войск Патриарха Иоанна (Векка), который был намерен заставить иноков подчиниться Риму. Он услышал, как Она сказала: «Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все, кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получит мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли». Старый монах сказал все, как ему было велено, и бесстрашных иноков, не пожелавших покинуть монастырь, войска Патриарха сожгли.

История второй иконы, «Епакууса», связана с именем некоего инока по имени Косма, который просил в молитвах Богородицу указать наилучший путь спасения для его души. Однажды он услышал исходящий от иконы голос — Матерь Божия повелела ему уйти из этого монастыря и стать отшельником.

Кроме того, в монастыре имеются частицы древа Животворящего Креста Господня, мощей святого апостола Андрея, святого первомученика Стефана, великомученика Георгия, священномученика Игнатия Богоносца, святителя Афанасия Великого, святителя Евтихия, мученика Никиты, священномученика Харалампия, святого Нестора и преподобной Матроны Хиосской.

Библиотека содержит 126 греческие и 388 славянских рукописей и приблизительно 10000 печатных книг.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца во Владимире

В самом центре города Владимира, близ Золотых Ворот находится храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При Георгиевской церкви имеется колокольня с шатровым верхом.

Георгиевский храм упоминается в летописях вместе с прочими церквами, построенными великим князем Юрием Долгоруким, и, как значится в летописях, храм был им заложен на его великокняжеском дворе в 1129 году, а строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 году его сыном, святым благоверным князем Андреем Боголюбским.

В древности при Георгиевской церкви существовал монастырь, основание которого относят к 1153 году. Он упоминается в летописях в XVI и XVII столетиях. Сначала он был основан как женский монастырь, а затем действовал уже как монастырь мужской. После секуляризации церковных земель монастырь был закрыт, его помещения отошли к ставшему уже приходским Георгиевскому храму. В 1778 году эти здания, а также другие храмовые постройки погорели. После получения разрешения на возобновление церкви в 1783 году была начата перестройка храма на прежнем фундаменте. И в 1796 году церковь была вновь освящена.

Церковь была закрыта в начале 30-х годов XX века. За это время храм подвергался систематическим разрушениям. Первоначально его использовали красноармейцы для упражнений в стрельбе — весь купол храма был изрешечен пулевыми отверстиями. Далее церковь использовалась как цех масло-жирового завода и коптильни колбас.

6 мая 2006 года храм был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви. Во время реставрации храма был выявлен слой черной копоти по фрескам, толщиной примерно в один сантиметр.

18 ноября 2006 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.

8 августа 2008 года на главный Престол храмового комплекса был возложен Святой Антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских. С этого дня в храме начались регулярные богослужения.

Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь

Согласно преданию, Балаклавский монастырь был основан в 891 году византийскими мореплавателями. Застигнутые бурей, терпя кораблекрушение, моряки стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Великомученик явился им на скале близ берега. Ныне на скале установлен крест, а сама скала в честь этого события получила название — остров Явления святого Георгия. После явления великомученика Георгия буря утихла. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь. Самые благочестивые из них поселились возле новоустроенного храма, став пустынниками.

Первые документальные свидетельства о монастыре оставил в 1578 году Мартин Броневский: «В том месте… на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество святого Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем».

Монастырь «Егория Страстотерпца, что в Корсуни» и его представитель игумен Мелетий упоминаются в жалованной грамоте от 1598 года, данной царем Борисом Федоровичем Годуновым и царевичем Феодором о выдаче пособия крымским монастырям и храмам.

Сведений о Балаклавском — монастыре в XVII-XVIII веках почти не сохранилось, вероятно, в то время он находился в запустении. После исхода из Крыма православного населения, совершившегося в 1778 году, в обители жили 3 монаха. В том же году митрополит Игнатий по приглашению русского правительства переселился из Крыма в Мариуполь вместе с греками и армянами и увез с собой икону, которую установил в Харлампиевской церкви. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве.

В 1783 году Крымский полуостров был присоединен к Российской империи. В 1793 году — 9 насельников, один из них — старец, иеромонах Каллиник. В 1799 году в Балаклавском Георгиевском монастыре проживало 15 человек: игумен Анфим, 3 иеромонаха, 2 монаха, 5 послушников и 4 трудника.

В 1803 году в районе обители монахи нашли несколько мраморных колонн, на одной из которых была греческая надпись «1175 год». Спустя несколько месяцев император Александр I отправил в Крым художника-пейзажиста Карла Кюгельхена для снятия эскизов для картин. На одной из литографий Георгиевского монастыря Кюгельхен запечатлел и древнюю колонну. Позднее одну из колонн настоятель обители митрополит Агафангел направил морским путем в Николаев, откуда ее переправили в Екатеринослав, где она была в 1830 году использована при строительстве кафедрального собора.

В докладе Святейшего Синода императору Александру I от 23 марта 1806 года предлагалось сделать Балаклавский монастырь местом пребывания флотских иеромонахов. Указом Синода от того же дня монастырь был отнесен к 3-му классу (в 1850 — к 1-му классу) со штатом: настоятель, 4 иеромонаха, 13 иеромонахов для флота; указом Синода от 1 декабря 1813 года число иеромонахов для флота было увеличено в 2 раза и монастырь стал именоваться «флотским», так как его насельники несли послушание на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья Черного м., в том числе в крепостях Сухум-Кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминовском, укреплениях Гагры, Бомборы, Пицунды и других.

К началу XIX века небольшой средневековый храм во имя святого Георгия обветшал, не хватало келий для насельников. На обращения братии о помощи откликнулись адмирал святой Феодор Ушаков, пожертвовавший 3 тысячи рублей, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) и другие, благодаря чему начались активные строительные работы.

Строительство начали в марте 1809 году с разборки старого храма. Но случилось непредвиденное: при расчистке площадки наткнулись на засыпанный древний пещерный храм, и работы были приостановлены. С 1811 по 1815 годы продолжалось строительство нового храма по проекту архитектора И. Домошникова. После завершения отделочных работ в 1816 году храм во имя великомученика и Победоносца Георгия был освящен.

10 сентября 1837 года Балаклавский Георгиевский монастырь посетил император Николай I с супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и великой княжной. В то время настоятелем обители был митрополит Агафангел (Типальдо). Процветавшее к тому моменту состояние обители настолько впечатлило государя, что спустя 20 дней он пожаловал настоятелю митрополиту Агафангелу панагию с драгоценными камнями.

В настоятельство митрополита Агафангела 12 февраля 1839 года во время шторма произошел обвал верхнего контрфорса Георгиевского храма, и появилась опасность его разрушения. Митрополит Агафангел обратился за помощью к генерал-губернатору Новороссии М.С. Воронцову. По распоряжению М.С. Воронцова архитектор С. Дево разработал проект нового контрфорса, реализованный в 1843 году. Также для укрепления монастырских склонов были разработаны огромные гранитные контрфорсы.

В октябре 1846 года на средства купца И. Гущина был обустроен источник святого великомученика Георгия, находившегося на нижней монастырской террасе и издавна почитавшийся как чудотворный не только греками и русскими, но и татарами. Источник был красиво выложен серо-зеленым гранитом. Над ним вмонтировали мраморную доску с изображением великомученика Георгия Победоносца.

В это же время начинается сбор средств для строительства храма во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, построенного по разрешению императора Николая I, по проекту инженера-поручика В.А. Рулева.

Благодаря содействию новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, митрополита Московского Филарета (Дроздова) и главного командира Черноморского флота и портов М.П. Лазарева удалось собрать «всем миром» необходимую сумму. А сам митрополит Агафангел с целью поклонения святым местам и сбора пожертвований посетил за лето 1846 года Воронеж, Киев, Москву и Санкт-Петербург. Крестовоздвиженский храм был освящен в 1850 году.

Накануне обороны Севастополя в марте 1854 года 81-летний митрополит Агафангел передал монастырь архимандриту Терентию (Артюховскому) и удалился на покой в Иерусалим.

Во время Крымской войны, в 1854 году, Балаклавский монастырь был оккупирован англо-французскими и турецкими войсками. Главнокомандующий французской армией маршал Сент-Арно выделил для охраны и поддержания порядка в обители 15 солдат и распорядился поставлять все необходимое для жизни монастыря.

Французы трепетно отнеслись к монастырю, когда прибывший турецкий главнокомандующий Омер-Паша захотел войти в Крестовоздвиженскую церковь, то не был впущен французами, охранявшими храм до тех пор, пока он и сопровождавшие его турецкие офицеры не сняли чалмы.

Находившиеся в обители 12 монахов с настоятелем архимандритом Геронтием 11 месяцев пробыли в плену, все это время в Балаклавском монастыре возносились молитвы о победе русского оружия. Служившие на кораблях Черноморского флота иеромонахи, приписанные к Балаклавскому монастырю, принимали участие в защите Севастополя, за что после снятия осады удостоились наград «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856 годов».

5 августа 1861 года монастырь посетил император Александр II с императрицей Марией Александровной и детьми. В ходе осмотра обители государь пожертвовал 500 рублей на устройство нового настоятельского дома с мезонином.

14 сентября 1891 года при изобильном стечении богомольцев в Свято-Георгиевском монастыре состоялось торжественное богослужение в честь 1000-летия обители, которое возглавил епископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. В связи с этим событием в 1891-1893 годах в обители проводились археологические исследования, в ходе которых были открыты несколько древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 году по проекту архитекторов Н.М. Чагина и В.А. Фельдмана была устроена церковь Рождества Христова, алтарь которой находился в пещере. В этом храме игуменом Никандром было установлено неусыпное чтение Псалтири. Оно осуществлялось в пещерном храме Рождества Христова.

Также в связи с 1000-летним юбилеем Балаклавского монастыря на скале Святого Явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона великомученика Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого.

К началу XX века помимо храмов на территории монастыря находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М.П. Лазарева. Монастырь имел подворье в Екатеринодаре, при храме великомученика Георгия Победоносца. Обитель владела 904 десятин земли, большая часть которой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тысячи рублей, 593 рублей в год монастырь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отделении Госбанка монастырь имел капитал 22 615 рублей.

В 1926 году в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре жили 12 насельников, последний известный настоятель — игумен Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома, 29 ноября 1929 года монастырь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 года.

Храм во имя святого великомученика Георгия был бульдозером сброшен в море — на его месте были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания — санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывших монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз № 1 Военпорта и молочная ферма. Через территорию монастыря была проложена канализация, которая быстро пришла в негодность и засорила святой источник и весь склон.

В 1939-1941 годах в корпусах Балаклавского монастыря размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны — курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, несколько медсанбатов.

14 сентября 1991 года, когда отмечалось 1100-летие монастыря, епископом Симферопольским Василием (Златолинским) на скале Святого Явления при помощи вертолетчиков Черноморского ВМФ был установлен крест, владыка отслужил молебен.

22 июля 1993 года Балаклавский монастырь был возвращен РПЦ. Благодаря усилиям первого наместника архимандрита Августина (Половецкого) был отреставрирован пещерный Рождественский храм обители.

Первые насельники возрожденной обители жили в палатках. За лето также частично восстановили старую монастырскую трапезную, в которой зимовали.

29 октября 2000 года начались работы по воссозданию уничтоженного собора во имя великомученика Георгия Победоносца. Также в 2000 году была восстановлена часовня Иверской иконы Божией Матери по проекту покойного архимандрита Августина (Половецкого) как памятник в честь 2000-летия Рождества Христова. В часовне покоятся останки ктитора монастыря князя А.Н. Голицына, генерала от инфантерии графа Ивана Осиповича Витте, дочери севастопольского купца Иванова и двоих неизвестных.

В 2007 году был восстановлен святой источник.

Церковь снятого Георгия Победоносца в Старой Ладоге

Георгиевская церковь в Старой Ладоге — небольшой четырехстолпный храм с тремя апсидами, сложен из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей. Время постройки церкви святого Георгия и дата украшена ее фресками точно не известна — об этом не сохранилось никаких документальных свидетельств.

Сегодня мы имеем несколько версий, согласно одной из которых предположительное время постройки храма — 80-90-е годы XII века.

По другой версии, закладка церкви состоялась еще в XI веке, во времена Ярослава Мудрого, который, как известно, при крещении получил имя Георгий.

Третья версия относит создание памятника ко второму десятилетию XII века, когда новгородский князь Мстислав Великий и ладожский посадник Павел строили рядом новую каменную крепость. В этом случае не удивляет и название собора, так как Мстислав был правнуком Ярослава Мудрого и мог возвести храм в память о нем. Однако, как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 годах после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов.

Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси.

Подобно многим русским храмам, древняя церковь не раз реставрировалась на протяжении веков. Так, в новгородских летописях сохранились упоминания о реставрации в 1445 году, которая затронула не только саму церковь, но и выдержавшую ни одно неприятельское нападение крепостную стену.

Архиепископ Евфимий «заложи манастырь святого Георгия в Городке, и стену каменую понови, и церковь святого Георгиа понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею, и бысть христьяном прибежище» — сообщается в летописи. В ходе реставрации храм получил новую кровлю из деревянного лемеха, однако древние формы позакомарного покрытия остались неизменными. Самое существенное изменение — замена древней невысокой алтарной преграды в интерьере храма на высокий, возможно, двухъярусный иконостас, который полностью отделил алтарную часть храма от основной.

В ходе капитального ремонта ладожской крепости в 1584-1586 годах церковь снова реставрируется — на этот раз только снаружи. Именно в это время появляется пощипцовое покрытие сводов и конусовидное завершение купола, кроме того, появляется небольшая двухпролетная звонница над западным фасадом церкви, следы которой были выявлены во время последней реставрации. В таком состоянии храм просуществовал до рубежа XVI-XVII веков, когда сначала бурные события Смутного времени, а затем череда ремонтов и перестроек XVII столетия полностью исказили внутреннее пространство храма и привели к гибели значительной части его фресок.

К 1646 году Георгиевская церковь стала соборной для всей Ладоги, и рядом с ней появилась деревянная церковь святого Дмитрия Солунского.

В 1678 году во владениях Ладожского монастыря насчитывалось всего два крестьянских двора, и в первой половине XVIII века он прекратил свое существование.

Капитальный ремонт храма был произведен в 1683-1684 годах, когда щипцовое покрытие кровли заменили на четырехскатное, что повлекло за собой повышение барабана, закладку четырех его окон и растеску оконных проемов в северной и южной стенах храма. С течением времени грунт вокруг храма сильно повысился, поэтому в ходе реставрации уровень пола был поднят примерно на 1 м, что привело к повышению порталов. Конструкция здания была укреплена дубовыми связями, заведенными в толщу стен. Кроме того, с западной стороны к церкви пристроили притвор, который также выполнял функцию контрфорса, подпирающего стену.

Последнее упоминание о монастыре относится к 1722-1723 годам, однако уже в это время в нем нет монашествующих. В 1744 году Георгиевский храм стал приходской церковью.

В 1890-х годах один из основоположников русской реставрационной школы академик В.В. Суслов поставил вопрос о необходимости научной реставрации церкви св. Георгия, однако ремонтно-реставрационные работа были проведены лишь в 1902 году на выделенную государством субсидию. 14 июля 1904 года храм был вновь освящен.

Следующая научная реставрация началась лишь в 1920-е годы. В 1925-1928 годах силами специалистов Ленинградских реставрационных мастерских был проведен огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник был освобожден от большинства поздних пристроек и напластований.

В 1927-1928 и 1933 годах силами московских реставраторов из Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) были обновлены и фрески. Но, к сожалению, всем этим работам не суждено было завершиться, поскольку в 1934 году в ходе антирелигиозной кампании все государственные реставрационные учреждения, специализировавшиеся на реставрации древнерусских памятников, были ликвидированы.

В 1952-1962 годах в Георгиевском храме вновь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы.

В результате, церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду: был понижен до первоначального уровня грунт вокруг храма, соответственно понижен его под, восстановлены формы дверных проемов, раскрыты все заложенные окна стен и барабана, установлены деревянные окончины в древних формах, вычинена кладка стен, заменено покрытие кровли и купола и, наконец, оштукатурен весь храм.

В конце 1970-х годов специалисты снова приступили на этот раз уже к целому комплексу сложных научно-изыскательских, исследовательских и практических работ, которые продлились почти два десятилетия и были по большей части завершены только в 1996 году. Архитектура храма впервые со времен первых перестроек XV века обрела свой первозданный облик, а сохранившиеся участки стенописи были полностью раскрыты из-под чужеродных напластований и приведены в экспозиционный вид.

Несмотря на многочисленные ремонты и реставрации, в целом ладожский Георгиевский храм сохранил облик древнерусского здания. Он напоминает другие церковные строения домонгольской поры, характерные для новгородской архитектуры второй половины XII века: почти квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм, имеющий три равновысокие апсиды. Храм весьма скромен по размерам — в высоту он достигает лишь 15 метров, а его площадь всего лишь 72 кв. метра.

Окна расположены асимметрично в трех фасадах храма: северном, южном и восточном. Традиционную симметрию можно наблюдать лишь в западном фасаде, остальные же имеют ассиметричную и достаточно случайную композицию, что вносит в облик храма живость и динамику, но в какой-то степени лишает его классической строгости и соразмерности.

Асимметрия в расположении фасадных окон связана с чисто функциональной задачей освещения внутреннего помещения: три окна центральных прясел северного и южного фасадов имеют традиционную пирамидальную композицию, при этом нижние окна западных прясел этих фасадов занижены, так как они открываются в невысокий объем под хорами.

Хоры представляют собой два закрытых помещения, соединенные между собой деревянным настилом и расположенные на уровне второго яруса в западных углах церкви. На хоры ведет узкая лестница, устроенная в толще западной стены. Обращают внимание также непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания.

Храм с определенных ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени, а барабан его оказывается заметно сдвинутым на восток.

Фрески Георгиевской церкви являются одним из самых интересных памятников монументального искусства Руси конца XII столетия. Это пример высочайшего мастерства художников. Колорит ладожских фресок сравним, пожалуй, лишь с византийскими миниатюрами XI-XII веков. До нашего времени сохранилась примерно пятая часть росписей, некогда украшавших все стены храма.

Наиболее цельными и впечатляющими своей сохранностью и высочайшим качеством живописи являются фрески барабана и купола, где располагается монументальная композиция «Вознесение Господне». В центре ее, окруженный сиянием небесной славы, восседает на радуге Иисус Христос. Его фигура почти вдвое превышает по размерам фигуры остальных персонажей и выделяется на фоне всей композиции более плотным и насыщенным колоритом. Восемь ангелов несут сферу небесной славы, в которой возносится Христос.

Примечательно, что здесь ангелы представлены стоящими, причем их позы содержат в себе элемент движения — шага или даже танца. Таким образом, вся композиция представляет собой очевидное изображение небесного триумфа Иисуса Христа, победившего смерть, воскресшего и вознесшегося на небеса во плоти, тем самым обожествив человеческое естество.

В третьем регистре композиции изображены фигуры апостолов, в чьих позах — от динамических до величественно статуарных — запечатлена вся гамма чувств и эмоций.

В простенках окон барабана представлено восемь пророков, фигуры которых обрамлены декоративными арочками, окруженными растительным орнаментом. Непосредственно над алтарной частью храма изображены две фигуры царей-пророков — Давида и Соломона, представленных фронтально, остальные шесть пророков-старцев (Исайя, Иеремия, Михей, Гедеон, Наум, Иезекииль) изображены в четвертном повороте, как бы обращенные на восток — к Давиду и Соломону.

Сохранившиеся росписи центральной апсиды, если не считать небольших фрагментов в конхе с остатками изображения Богоматери (видимо, восседавшей на троне) и двух поклоняющихся Ей ангелов, сосредоточены в нижней зоне.

В алтаре сохранились лишь два медальона с изображениями неизвестного епископа и Иоанна Милостивого — одного из самых почитаемых в Новгороде святителей.

Конхи апсид занимают две колоссальных полуфигуры архангелов, под которыми располагаются два повествовательных житийных цикла. Как бы обнимая пространство конхи широко раскинутыми крыльями, ангелы как будто выходят из стены, создавая свое собственное, иллюзорное, но почти осязаемое пространство, в котором самостоятельно существует фреска.

Изначально было четыре сцены, однако до наших дней сохранилась лишь первая композиция — «Жертвоприношение Иоакима и Анны», где изображены родители Богоматери, приносящие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя.

Фрески диаконника были полностью отведены под цикл из трех сцен, посвященный святому патрону храма — великомученику Георгию. От этого цикла сохранилось только «Чудо Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности, простоты, великолепного художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.

Монастырь святого Георгия Победоносца в Поморие (Болгария)

Монастырь во имя святого великомученика Георгия Победоносца расположен в городе Поморие, в Болгарии. Это единственный в юго-восточной части Болгарии действующий мужской монастырь.

Первоначальная обитель святого Георгия Победоносца была основана в VII веке, на месте фракийского святилища. Об этом свидетельствует мраморный барельеф, изображающий фракийского всадника, датируемый II-III веками.

В эпоху Византии на этом месте была устроена христианская обитель для проживающих в Анхиало (Поморие) византийских поселенцев. При хане Круме в 894 году здесь создается болгарская церковная организация, а в конце XIII века местный епископ становится митрополитом.

Во времена турецкого владычества монастырь был разрушен и сожжен. Со времен первоначальной обители сохранилась только большая обгоревшая икона святого Георгия, датируемая 1607 годом.

Нынешний монастырь был основан в начале XIX века. Своим основанием обитель обязана чуду, произошедшему над турком Селимом беем. Селим бей, владевший всеми окрестными землями, тяжко страдал от неизлечимой болезни.

У него работал некий болгарин, которому приснился сон, что в определенном месте есть чудотворный источник, вода которого способна исцелять болезни. Сначала болгарин не обратил внимания на сон, но во сне ему стал являться прекрасный всадник на белом коне — святой Георгий Победоносец.

В конце концов, работник раскопал указанное место и нашел барельеф этого святого. Когда он достал барельеф, на его месте забил фонтанчик воды, так был обнаружен чудотворный источник. Болгарин рассказал обо всем своему господину.

Селим бей пригласил местного православного епископа. Епископ помолился о турке и окропил его водой из чудотворного источника. После этого Селим бей выздоровел.

Пораженный чудом Селим бей крестился вместе со всем своим семейством. На земле около источника был построена часовня, а затем и монастырь. Селим бей пожертвовал монастырю все свое имущество и 3800 га земли. Вскоре он принял монашеский постриг и стал первым настоятелем возрожденной обители.

В 1856 году на средства христианского населения главная церковь монастыря была отстроена заново. Новый храм возводится вокруг старого, охраняя древний фасад как памятник истории VII века. Фрески придали новый архитектурный облик храму, его украшают иконы Пресвятой Богородицы, святого великомученика Георгия, святого великомученика Мины Котуанского и святителя Николая, датируемые серединой XIX века и представляющие большую ценность.

В 1935 году монастырь был передан Сливенской Митрополии, Болгарской Православной Церкви.

В 1945 году монастырь расширяется, и на его территории возводятся церкви святителя Николая Мирликийского и святых Веры, Надежды, Любови в матери их Софии.

В 1964 году была заложена, а в 1966 году возведена 20-метровая колокольня.

Престольный праздник обители — память святого Георгия. В этот день в монастыре собирается множество паломников и служится торжественная литургия архиерейским чином. Праздник сопровождается трехдневным крестным ходом, на который идут богомольцы.

Наиболее почитаемые святыни Поморийской обители: уже упомянутая икона святого Георгия, оставшаяся от первоначальной обители, иконы святого Харалампия и «Источник Исцеления». Особым почитанием также пользуются два образа святого Георгия — каменный образ, найденный над святым источником и небольшая икона начала XIX века.

Источник святого Георгия Победоносца тоже считается одной из святынь монастыря.

Поморийский монастырь святого Георгия один из самых почитаемых монастырей в Восточной Болгарии.

Свято-Георгиевский кафедральный собор во Владикавказе

Собор великомученика Георгия Победоносца — кафедральный собор Владикавказской и Махачкалинской епархии.

Решением Владикавказской горсовета № 249 от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Таутиева, было начато 18 октябре 1996 года.

За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время.

В октябре 2010 года состоялось историческое событие — Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II передал в дар Свято-Георгиевскому собору частиц мощей святого покровителя храма — Георгия Победоносца.

Храм святого Георгия Победоносца в Байконуре

Храм святого великомученика Георгия Победоносца был построен относительно недавно. Закладка первого камня состоялась 21 сентября 1997 года, а 1 июня 2005 года храм был освящен архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием. Освящение было приурочено к 50-летнему юбилею города Байконур.

Над входом в храм установлена икона святого великомученика Георгия Победоносца, подаренная главой администрации Байконура А.Ф. Мезенцевым. В округлых проемах на фасаде установлены иконы благословляющего Спасителя, Божией Матери, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобной Марии Египетской и святителя Спиридона Тримифунтского.

Главная храмовая святыня — икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей святого воина — подарена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Так же им подарена икона Казанской Божией Матери, которая побывала в космосе.

…назад . . . . . далее…
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x