Приложения. Библиография. Св. вмч. Георгий

Приложения. Библиография. Св. вмч. Георгий

Для удобного чтения книги нет необходимости открывать отдельно каждую публикацию в этой категории. Достаточно просто зайти на «Великомученик Георгий Победоносец. СОДЕРЖАНИЕ» или пройти по ссылке внизу данной страницы

О почитании святого Георгия в Грузии

Святой великомученик Георгий является самым почитаемым святым в Грузии и вместе с Пресвятой Богородицей считается небесным покровителем этой страны.

В Историко-этнографическом музее в Зугдиди хранится часть мощей святого Георгия (сустав колена великомученика). В иконе святого Георгия из церкви в Бочорме заключен локоть святого. Вахушти Багратиони пишет, что в Грузии не было ни одного холма или возвышенного места, на котором не стояла бы церковь во имя Георгия, поэтому в средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией.

Просветительница Грузии равноапостольная Нина завещала посвящать храмы, которые захотят воздвигнуть в ее честь, великомученику Георгию, который приходился ей родственником (по одной из версий, двоюродным братом по отцовской линии). По преданию, первый храм, построенный в Грузии в честь святого Георгия, был заложен святым царем Мирианом в год кончины равноапостольной Нины (335) на месте ее погребения в Бодбе.

С IX века начинается массовое строительство посвященных великомученику храмов. Так, святому Георгию посвящены самый высокий в Грузии храм Алаверди (XI в.), Павниси (X в.), церкви в Бочорме (X-XI вв.), в Гелати (XIII в.), Кашвети в Тбилиси (построена в 1910 году на месте Георгиевского храма VI века), в основанном в IX веке монастыре Убиси (XIV в.), на подворье Грузинского Патриархата в Москве; в Грузинах.

Согласно мнению исследователе «Житие святого Георгия» первоначально было переведено на грузинский язык в X веке, возможно, при царе Георгии II. Второй перевод «Жития» был сделан в ХI веке Георгием Святогорцем (Мтацминдели), предпринявшим перевод «Великого Синаксаря», куда входил краткий вариант канонической редакции «Жития святого Георгия». Насчитывается четыре основных варианта грузинского перевода жития великомученика Георгия, сохранившихся в нескольких десятках рукописей. Текст самой ранней грузинской рукописи чудес святого Георгия, включающей «Чудо Георгия о змии», датируется концом XI века.

Начиная с XIV-XV веков цикл чудес святого Георгия получил широкое распространение в Грузии. «Чудо о змии» было особенно популярно, в XVII веке оно было переложено в стихотворную форму Датуной Квариани. Созданная в XIX веке редакция «Чуда о змии» заканчивается тем, что святой Георгий удочеряет спасенную им царевну. В грузинской письменности получили распространение не только переводные греческие жития и чудеса великомученика Георгия, но и оригинальные сказания. Некоторые чудеса святого Георгия грузинского предания соотносят с грузинскими местностями. Так, считается, что «Чудо о быке Феописта» произошло в Халде в Сванети.

Георгиевский крест (красный крест на белом фоне) помещен на церковном флаге Грузии. По преданию, святой Георгий помогал грузинам во многих битвах, его неоднократно видели во главе грузинского войска (15 августа 1121 года в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сентября 1659 года в победном сражении с султаном Зелим-ханом).

Имя Георгий является одним из самых распространенных в Грузии и династическим именем грузинских правителей. Считалось, что пользующийся небесным покровительством великомученика Георгия ни в чем не будет знать поражения. В связи с этим интересна надпись на перстне с изображением святого царя Георгия III: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждою на тебя побеждаю врага». Это имя носили абхазские цари Георгий I (861-868) и Георгий II (922-957), Гурийские (до Георгия V, XVIII в.) и Одишские мтавары (до Георгия IV, XVIII в.).

Святой Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072-1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156-1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын святой царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10-1222), Георгий V Блистательный (1314-1346), объединивший на недолго время Западную и Восточную Грузию и освободивший страну от монгольского ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307-1314), Георгий II (1393-1407) и Георгий VIII (1445-1469, в Кахети — как Георгий I в 1466-1476), последний царь единой Грузии, который провел военную реформу разделив армию на четыре садрошо (воеводства) во главе с четырьмя епископами — Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским.

В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524-1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600-1606), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800). В Западной Грузии (Имерети) — Георгий I (1389-1392), Георгий II (1565-1585), Георгий III (1604-1639), Георгий IV Гоча (1696-1697), Георгий V (начало XVIII века), Георгий VI (1703-1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе); моурави Тбилиси (1609-1612), правитель Картли (1619-1626).

День памяти святого Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии три раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви святого Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование святого Георгия, по датой версии — день победы святого Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем святого Георгия (Гиоргобис тве). День памяти святого Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети — Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии — Илороба, Алертоба, Мирсоба.

Согласно грузинскому устному народному преданию, тело святого было расчленено на 363 части (по другим версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнута многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания.

Взаимосвязь центров почитания святого Георгия иллюстрирует предание, возникшее в Западной Грузии, согласно которому Илорский Георгий (патрон церкви святого Георгия в Илори в Абхазии) посылал на празднества Латальскому и Ленджерскому Георгиям (Верхней Сванети) жертвенного быка, а Латальский и Ленджерский Георгии посылали Илорскому свечи и ладан. Все трое считались братьями, старшим и наиболее могущественным был Георгий Илорский, с храмом которого в Илори связано значительное число чудес, легенд и преданий.

Празднование Илорского Георгия (Илороба) отмечалось два раза в год: 23 апреля и особенно пышно — 10 ноября, когда происходило Илорское чудо: в ночь накануне праздника в каменной ограде Илорской церкви, двери которой были запечатаны и скреплены печатями царя и католикоса, появлялся живой бык, приведенный великомучеником. Самое раннее описание этого праздника принадлежит миссионеру XVII века А. Ламберти. Он сообщал, что в этот день со всей Грузии съезжалось множество народа с разными подношениями святому (шелковые платки, украшения, деньги, свечи) и жертвенными животными (быки, овцы, козлята).

Считалось также, что Илорская икона святого Георгия разрешала споры тяжущихся сторон посредством золотых весов правосудия, висевших посреди церкви. Противники становились под весами и молились перед иконой, которая склоняла чашу весов над головой праведного. Но однажды один нечестивец решил обмануть икону. Он занял у соседа деньги и не возвращал их. Когда они оба предстали перед иконой, должник передал соседу посох, куда спрятал деньги, и чаша оправдала его. Тогда он взял свой посох и вышел из церкви. Илорская икона «обиделась» на мошенника, и весы чудесным образом вознеслись на небо.

В Мегрелии до наших дней сохранился обычай «гиночама», согласно которому на суде должна была присутствовать икона святого Георгия. Как правило, это был список с Илорской иконы святого Георгия, который носил на шее приставленный к иконе человек — мехатули. Тяжущиеся стороны клялись перед иконой в правоте, и обманщик подлежал проклятию святого Георгия.

До последнего времени в Илорской церкви хранились чудотворные атрибуты и реликвии святого Георгия: железный лук высотой 1 м, труба и пожертвованные святому стрелы с раздоенными концами, которые в большом количестве находят во время археологических раскопок в Западной Грузии.

Одним из крупных центров почитания; великомученика Георгия в Восточной Грузии считалось село Ацкури. Праздник Ацкурского Георгия — Тетри Гиоргоба — отмечается 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, что отражает их совместное почитание.

Образ святого Георгия в грузинском фольклоре

В хевсурской мифологии Георгий спускается в страну каджей (преисподнюю) с целью освобождения грузинской богини плодородия трехликой Самдзимари, а также похищает наковальню, золотой 9-струнный пандури (национальный грузинский инструмент), золотое сито, угоняет скот. Самдзимари становится его нареченной сестрой, а похищенное золото, в том числе и золотую чашу Таси (некоторые исследователи связывают этот мотив с преданиями о чаше Грааля в средневековой Европе), Георгий отдает хевсурским святилищам.

В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (Джеге Мисарони, Джеге Моисари — Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (Джеге Хангарами — Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с ним ассоциируется белый цвет, поэтому его называют Тетросани, Теросани, Торосани (Обладатель белого коня). В то же время Георгий считается похитителем быков, за что получил прозвание Харипария (быкокрад). В мифах Георгий выступает как божественный солярный герой, который крадет на рассвете быков, шутя показывая свою силу. В его почитании превалирует солярный элемент, он ассоциируется со светом, его просят о сохранении света очей.

По народным поверьям, широко распространенным в Западной Грузии, Георгий во время грозы мчится на белом коне по небу, поражая раздвоенной на конце стрелой нечистую силу. Там, где ударила его молния, находили раздвоенную стрелу или крест, пораженное молнией место называлось наджварлени (место, где упал крест). Считалось, что таким образом святой предупреждал виновного или выбирал его в «рабы». Такой «избранник» облачался в белые или пестрые одежды (даже во время траура) и ежегодно обходил церкви святого Георгия по порядку празднования и приносил подношения. Если молния поражала дом, это воспринималось как наказание святого Георгия за нарушение обета, лжесвидетельство, кражу. Пораженные молнией предметы становились неприкосновенными. В случае нарушения табу грешника повторно поражала молния или же святой Георгий карал его другим способом. «Выкуп», или восстановительный ритуал, справлялся через три, семь, и девять лет, в противном случае считалось, что святой Георгий покарает всю семью. Великомученику Георгию также молились бездетные супруги, жертвовавшие ему серебряные модели люльки.

Грузинская иконография

Иконография святого Георгия получила самостоятельное развитие в памятниках грузинского искусства. Изображения святого, а также сцены из его жития и чудес украшают практически каждый церковный интерьер, многочисленные чеканные и живописные иконы, предалтарные кресты и так далее.

Хотя перевод жития святого Георгия на грузинский язык относится к IX веку, но, возможно, оно было известно в Грузии с более раннего времени, свидетельством чего являются изображения святого уже на рельефах конца VI века: на малой стеле из Брдадзори (Картли, Восточная Грузия) представлено рельефное изображение святого Георгия, попирающего змея; на каменном кресте из села Хандиси — рельефное изображение великомученика Георгия в хитоне и длинном плаще, с крестом мученика в руке.

Всадника на коне, поражающего человеческую фигуру, на западном фризе Мартвильского храма (VII в.) считают образом святого Георгия; на фрагменте каменной плиты алтарной преграды из Цебельды (VII-VIII вв.) изображены два всадника, подписи отсутствуют, но человеческая фигура (фрагмент) под копытами коня у одного и змей у другого свидетельствуют, что изображенные — это великомученик Георгий и великомученик Феодор.

Как правило, святой Георгий изображается воином: на коне (часто в паре с великомучеником Феодором в симметричной композиции, где всадники направлены друг к другу), пешим, как на византийских иконах, — в рост, с копьем в правой поднятой руке, левой опирается на большой щит или в молении (изображение Георгия-мученика в хитоне и плаще распространения не получило).

На многочисленных чеканах иконах X-XI веков святой Георгий представлен пешим, в рост. Наиболее ранние известные грузинские памятники данного иконографического извода относятся к последней трети X века: чеканная пластина из Бравалдзали; левые створки триптихов из Чукули и Чихареши. Этот же тип изображения широко представлен в росписи храмов и на живописных иконах. На большой живописной иконе XIII в. из Музея этнографии и истории Сванети святой Георгий изображен во весь рост вместе с двумя другими святыми воинами, а его полуфигура украшает иконы XIII века из того же музея и в церкви села Цвирми (Верхняя Сванети).

Редким является иконографический извод, представляющий великомученика Георгия в молении — святой в воинских одеждах, в рост, в трех-четвертном развороте, с поднятыми перед грудью руками, предстоит Христу в небесном сегменте. Его щит и копье стоят вертикально — отдельно, либо за спиной, как на одной из наиболее почитаемых в Грузии икон святого Георгия из Бочормы (XI в., с поздними поновлениями, последнее — в 1801 году), либо перед фигурой святого Георгия, как на миниатюре из грузинской Джручской Псалтири. Сохранилась также живописная икона XII века с парным образом молящихся воинов великомученика Георгия и великомученика Феодора: изображены в легком трех-четвертном повороте, руки воздеты в молении, между ними — один листообразный щит. В византийском искусстве подобная композиция моления воинов известна лишь на фрагментарно сохранившейся каменной иконке XII века и на полихромией рельефной иконе XIII века.

Иконография святого Георгия на троне не получила широкого распространения, однако встречаются единичные примеры: например, на одной из пластин серебряного чеканного предалтарного креста с житийным циклом из Горисджвари (XV в.): Георгий-воин восседает на троне, с попранным драконом у ног, согнутая в локте правая рука на поясе, в левой, отведенной в сторону руке увеличенных размеров меч воспринимается как символ победы.

Своеобразен тип Илорского Георгия — рядом с традиционным изображением пешего Георгия помещен чудотворный бык. Этот образ святого отображает местную традицию заклания быка, согласно поверью, присланного Георгием 21 ноября, во время праздника святого (чеканный складень из Зугдиди, 2-я половина XVI века; серебряная икона Левана Дадиани, 1640 год).

Широко известный в Грузии в X-XI веках образ святого Георгия на коне почти неизвестен в этот период в других странах, включая Византию. Различаются 3 типа изображения: Георгий-всадник (без змея), попирающий змея или фигуру человека (на иконе XI века из Накипари над фигурой человека — надпись на грузинском языке: «…Безбожный царь Диоклетиан»). Среди указанных типов превалирует изображение святого Георгия, попирающего зло, в образе человека, а не Георгия-змееборца.

Образ святого Георгия на коне включен во фресковые росписи церквей. Парное изображение всадников — на рельефе в тимпане западного портала церкви в Вале, в рельефах церкви в Джоисубани (X в.), на рельефах западного тимпана и восточного фасада храма в Никорцминде, всадник на каменной алтарной преграде из Уртхвы (начало XI в.).

В грузинском искусстве представлены древнейшие образцы житийного цикла великомученика Георгия, характеризующиеся большим разнообразием сюжетов. Уже в XI веке искусство Грузии хорошо знало развитый иконографический цикл жития святого. На Местийском серебряном чеканном предалтарном кресте (20-е годы XI века) сохранилось девять сцен из жития: царапание, колесование, бичевание, мучение в известковой яме, мучение камнем, раздача святым Георгием милостыни-имущества, допрос святого Георгия Диоклетианом, воскрешение быка Гликерия, усекновение главы Гликерия.

В XV веке был создан большой чеканный, позолоченного серебра Садгерский (или Чхарский) крест работы «золотых дел мастера» Мамне. Здесь представлены двенадцать композиций из жития святого Георгия, из них — четыре клейма с его изображением на коне, на одном — святой Георгий поражает копьем небольшую конную фигуру императора Диоклетиана. Сюжеты сопровождают пояснительные надписи на грузинском языке: «Здесь святой Георгий освобождает плененного юношу из Болгарии», «Здесь святой Георгий освободил девушку и город Ласия от дракона» — царевна ведет на поясе дракона, «Здесь святой Георгий убил дракона» и другие. Циклы жития размещены также на предалтарном кресте из Горисджвари, XVI век.

«Чудо с отроком» в Грузии изображалось, как правило, отдельной сценой в паре с образом Георгия-змееборца: в росписи церквей во имя великомученика Георгия в Адиши в Верхней Сванети (на северной и южной стенах), в Икви в Картли (в 1-м и во 2-м регистрах северной стены). Как исключение, объединенное изображение двух сюжетов в одну композицию представлено в росписи XVI века западного портала Алавердского собора в Кахети и в изображении на правой пластине чеканного переплета жития (так называемого метафраста) святого Георгия из Чхари, выполненного по заказу царицы Картли Мариам (XVII в.).

Подвижники благочестия и современные пастыри о вмч. Георгие

«Среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как дин из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец…

Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.

Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым?..

Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь»?

Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.

Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою. «

(Святитель Лука (Войно-Ясенецкий))

«Как пресветлая звезда, сияет святой великомученик Георгий. Среди мучений, прославленный от Бога великими чудесами, он еще более прославлен был после смерти. Восхваляет святая Церковь его мученические подвиги, в которых столь славно явил себя Бог, дивный во святых Своих. Умножила слава святого Георгия через многочисленные чудесные благодеяния, даруемые тем, кто с верою и любовью призывал святого мученика на помощь. Всюду с древних времен строились во имя его храмы. Его именем называли родители детей своих.

В народе русском память о святом великомученике Георгии хранилась с особой любовью: ему посвящались храмы, обители, его именем называли города и селения. Наш народ кроме церковных хвалебных песен слагал особые духовные стихи о святом Георгии.

Постараемся хотя бы кратко вспомнить о жизни и подвигах его, чтобы полнее и теплее была наша хвала в честь святого, который доселе продолжает быть дерзновенным предстателем нашим пред Богом, светлой звездою для бедственно плавающих по морю житейскому.»

(Священномученик Фаддей (Успенский))

«Однако, братия, не сами ли мы причиною, что дела благочестия для нас тягостны?.. Между тем, как для праведников, по собственному их сознанию, оправдания Господня права, веселящая сердце, слаще меда и сота (Пс. 18: 9, 11)… и нет никакого сомнения, что иго Христово благо, что бремя Его легко (Мф. 11: 30). Свидетели сей истины — тысячи подвижников, ежедневно воспоминаемых святой Церковью, благоугодивших Богу своею жизнью в том самом состоянии, в котором поставлены были Промыслом; свидетель сему и празднуемый ныне святой великомученик Георгий, который, будучи верным воином царя земного и при том нечестивого, идолопоклонника, был истинным воином Иисуса Христа, Царя Небесного.»

(Архиепископ Анатолий (Мартыновский))

«Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию издавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.»

(Епископ Александр (Милеант))

«Страшны были те истязания, которым подвергались великомученик Георгий и все святые мученики, но помните, что они выдерживали все эти страшные истязания с помощью Христа Спасителя. Например, в житии великомученика Георгия мы читаем, что в моменты самых лютых страданий он не один раз слышал голос с неба: «Не бойся, Георгий, Я с тобой!» Это говорил ему Тот, за Кого он готовился страдать — Сам Господь Иисус Христос, Который ему являлся.»

(Митрополит Филарет (Вознесенский))

«На иконе Георгия Победоносца мы видим человека, у которого оказалось мужество и смелость сразиться со злом, сразиться не только ради себя самого, но ради чего-то большего, чем он сам, и сразиться с ним лицом к лицу, зная, что это может стоить ему жизни. Святой Георгий изображается в виде бесстрашного рыцаря, бьющегося с драконом, а у ворот дворца стоит девушка, которую он хочет спасти и которая ждет либо его победы, либо своего позора и смерти…

И этот образ святого Георгия — это призыв, обращенный ко всем нам: зло распространилось повсюду, оно не только рыщет вокруг нас, оно таится и в нас самих, стараясь побороть всю эту красоту и цельность; и мы призваны вступить в бой и бороться для того, чтобы зло было побеждено, и не только ради нас самих, и не только ради Бога, но ради всякого, кого зло, может быть, отравляет и разрушает…

Вглядимся также и в зло, которое пребывает в нас, и примем вызов, как его принял витязь добрый святой Георгий.»

(Митрополит Сурожский Антоний)

«Православная Церковь отмечает память… великомученика и Победоносца Георгия. В чем же состояла победа этого великого воина, которого мы видим часто изображенным на коне с копьем, поражающим змея. Святой великомученик и Победоносец Георгий был воином, но его победа состояла не в том, что он поражал воинов, противников своего отечества, победа его состояла в том, что он победил врага, что он победил в себе, прежде всего, страх, боязнь, робость…

Когда возникло гонение на христиан, он исповедовал себя христианином и за это был подвергнут страшным мучениям, но несмотря на все истязания, несмотря на всю силу ненависти, которая излилась на святого страдальца, он сохранял до конца веру в Спасителя, он до конца сохранял Ему верность, и пребыл верным до самой своей смерти.

Святой великомученик Георгий победил своего мучителя, и эта победа прославила его в истории. И эта победа сделала его поистине великим воином, великим святым, сделала его Победоносцем.»

(Архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархией по зарубежным учреждениям)

«Церковь прославляет одного из величайших угодников Божиих — святого великомученика Георгия Победоносца. Почему он именуется великомучеником? Потому что человеческому уму непостижимо претерпеть столько мук и страданий, сколько претерпел этот святой. Он является истинным исповедником, ибо не отрекся от Христа, перенося за Него мучения, как сказано в Евангелии: «Кто исповедует Меня пред человеками, того и Я исповедую пред Отцом Моим Небесным». Таким образом, святой великомученик Георгий милостью и благодатью Божией, совершая чудеса именем Христовым, своими страданиями и испытаниями многих привел к вере Христовой…

Множество трудов и подвигов совершил преподобный при гонителе христиан Диоклитиане, время правления которого было самым тяжелым для молодой Церкви Христовой…

Открыто исповедуя христианство, презирая смерть, святой побеждал этот лукавый мир. Много людей в те времена пришли ко Христу, взирая на веру, молитвы и труды святого великомученика Георгия Победоносца. Поэтому, дорогие братья и сестры, он является тем примером, которому мы должны следовать в своей земной жизни. Ибо сегодня, прикрываясь разными видами благодетельности, мы постепенно отрекаемся от своей веры, ради своих выгод постепенно отходим от тех истин, ради которых шли на мучения христиане во все века.»

(Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры)

«Все мы воины Христовы, как об этом говорится в чине крещения. Все мы должны бороться со злом и кругом нас, и особенно в своей душе. Всю жизнь мы должны поражать свои грехи, как святой Георгий поразил чудовище.»

(Архимандрит Исаакий (Виноградов))

«23 апреля весь мир празднует память святого славного великомученика Победоносца и чудотворца Георгия. Русский народ особенно чтит и с благоговением прибегает к молитвенному ходатайству ныне прославляемого славного великомученика. И всегда не только Православный Восток и мы вместе с ним празднуем память своего заступника и верного наставника и хранителя всех народов, всех стран…

В день его памяти, прежде всего, следует нам воскресить в своей памяти основные моменты из земной жизни ныне прославляемого угодника Божия. Кто он был такой. Святой Георгий жил в мрачную эпоху гонения на христиан, в царствование Диоклетиана императора, последнего из числа царей гонителей и преследователей христианства…

Получив прекрасное воспитание, святой Георгий, по достижении совершеннолетия, был взят на военную службу императора Диоклетиана. Диоклетиан, однажды увидев святого Георгия, который блистал красотой, мужеством и воинской осанкою, обратил на него свое внимание… Он [святой Георгий] был мужественен, отважен, красив… и все его достоинства понудили императора Диоклетиана обратить на него… особое внимание. Но император Диоклетиан одного не знал, что святой Георгий исповедует веру Христа, и назначил его в начале трибуном… а затем… воеводой. Как государственное лицо, святой Георгий участвовал в совете императора… и когда в одно время в совете состоялось предположение о преследовании христиан, святой Георгий… раздал бедным все свое имущество, отпустил на свободу рабов, и сделал завещание о своих палестинских имениях, и явился в совет, как раз в то время, когда должны были решить окончательно судьбу христиан. Он предстал пред императором и торжественно заявил, что он исповедует веру во Христа. Заявление Георгия, сделанное императору и его совету, дышало глубоким благочестием, исполнено было сильных и убедительных возражений против несправедливости и выражало глубокую непоколебимость веры святого…

Тело святого Георгия после каждой казни исцелялось… Святой Георгий продолжал исповедовать святую веру… Диоклетиан, окончательно ожесточенный, приказал предать казни святого Георгия…. Святой Георгий, прославляя Бога, был усечен мечем в 23 день апреля месяца.

Мы должны поставить перед собой такой вопрос: как же мы можем… подражать святому Георгию? Церковь всегда приглашает всех верных чад своих, когда мы совершаем память тех или иных святых, дабы мы подражали им.»

(Архимандрит Иоанн (Крестьянкин))

«Великомученик Георгий Победоносец, кем он был — генералом, говоря по-русски, военным… Именно ему на полях сражений, в казармах, на плацу, но и среди раздумий и молитв открылся Господь Бог, открылся так, что Георгий в Духе и Истине поклонялся Ему. Наверное, там не было возможностей обычно, как у нас, совершать богослужение в храмах, но в Духе и Истине он поклонялся и был верен Господу до страшной, мучительной смерти. Ничто не могло поколебать его веру, ничто не могло поколебать того откровения, которого он сподобился за свое искреннее чистое сердце, за нелицемерную правду о самом себе перед Богом, которую узрел Господь Бог.»

(Архимандрит Тихон (Шевчуков), настоятель Сретенского монастыря)

«Жизнь и подвиг святого великомученика Георгия Победоносца является свидетельством истинности той веры, которую исповедуем вое мы с вами, — веры в воскрешение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Он был верен Богу до конца своей земной жизни. И Господь оттого и даровал ему вечное, нескончаемое блаженство в Царствии Своем Небесном.»

(Митрофорный протоиерей Валерий Захаров, настоятель Свято-Никольского собора в городе Алма-Аты)

«Святой [Георгий Победоносец — прим. редакции] прожил очень маленькую, короткую по человеческим меркам — двадцать девять лет — но яркую жизнь. Назван он великомучеником по высоте того подвига, который он понес, по силе тех мучений, которые претерпел за Христа, по тому примеру, ярчайшему примеру, который он показал почти две тысячи лет назад, а точнее, тысячу семьсот лет назад, примеру, который сияет и поныне. Пример святого Георгия Победоносца, как защитника правды Божией, как верного христианина, как стоятеля за Правду и Истину до самой смерти — и сегодня перед всеми нами!..

В день памяти святого великомученика Георгия Победоносца мне хотелось бы сказать о богословских основах его мученического подвига. Потому что в каком-то смысле все мы, христиане, тоже должны быть готовы к мученичеству за Господа. Но ведь и вся наша жизнь тоже является мученичеством, потому что мы ведем бескомпромиссную борьбу со злом. Это заповедано христианам Господом…

Я думаю, что святой Георгий Победоносец, — неспроста именно в день его памяти мы об этом говорим, — святой Георгий Победоносец может быть для нас в этом путеводной звездой. Не только потому, что он пострадал и жизнью своей показал, что можно все-таки стоять на принципах правды, даже до смерти стоять — и все-таки победить.»

(Священник Константин Пархоменко)

«Многое в Церкви не поддается рациональному объяснению… Порой многовековой опыт оказывается важнее любых теоретических выкладок. Таков случай святого великомученика Георгия Победоносца… Из его жития, казалось бы, не очень понятно, в чем причины необыкновенного, распространенного, мощного почитания святого… Весь Кавказ почитает великомученика Георгия, как самого главного покровителя, самого главного святого, особенно Грузия… Англия также имеет своим покровителем святого Георгия… Если говорить о нашей стране, то необыкновенное почитание святого всегда было. Это и герб Российской империи, где присутствовал Георгий Победоносец, и сейчас герб Москвы, где находится святой Георгий… Существовали и существуют специальные награды, как орден святого Георгия, Георгиевский крест, георгиевский флаг, недавно появилась георгиевская ленточка, тоже повсеместно распространенные символы, связанные с этим великим и удивительным святым.

Почему? В чем причина необыкновенного почитания этого святого?..

В образе святого Георгия главное то, что он Победоносец. С одной стороны, искусный полководец… С другой стороны, это победитель языческих суеверий… Тот, кто исцелял и побеждал болезни и даже смерть, воскресив умершего. Победитель змея, тоже символически олицетворявшего дьявола, и победитель своих мучителей, которые не могли ничего поделать с той благодатью, которой он обладал.

Не случайно, что память святого Георгия всегда приходится на Пасхальный период. Это какой-то особый, пасхальный святой — великомученик Георгий — победитель, потому, что в эти дни мы празднуем великую победу Христа Спасителя над смертью и дьяволом.»

(Иеромонах Симеон (Томачинский))

«Святой Георгий изображен и на гербе России, и на гербе первопрестольного града Москвы. Он является покровителем нашей Родины, и именно в этот день, 6 мая, закончилась Великая Отечественная война, тогда как окончание военных действий празднуется в Европе 8 мая, а у нас в России 9 мая, когда были официально обнародованы подписанные документы о капитуляции фашистской Германии.»

(Архимандрит Зосима (Шевчук), настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца во Владимире)

«Много чудес сотворил святой мученик, как при жизни, так и после мученической кончины. Много можно писать, но описать все чудеса очень сложно. Мне кажется, самым большим чудом было, когда он возжелал быть покровителем нашего народа. И помогает ли он и сегодня нашему народу, и происходят ли чудеса? Скажу вам прямо, да, он и сегодня помогает нам и покровительствует.»

(Игумен Георгий (Бестаев), настоятель Патриаршего аланского подворья Храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках)

«Апостолы, учители и отцы Церкви, многие мученики равно известны и — в той или иной мере — почитаются большинством христиан. Но даже и на фоне подобного единообразия в содержании и формах «вселенского» христианства не совсем обычными представляются то постоянство и повсеместность, которыми отличается почитание (или, во всяком случае, признание рыцарственно-возвышенной мощи) одного из наиболее привлекательных образов новозаветной святости — великомученика Георгия Победоносца.

В течение почти семнадцати столетий, прошедших со времени его казни при римском императоре Диоклетиане за исповедание веры во Христа Распятого, историческая память о нем ничуть не поблекла; все так же продолжают возводиться храмы в его честь и пишутся его иконы; все так же почитается он — лишь с некоторыми языковыми вариациями имени — среди самых различных народов: как Иорген — в Германии, Иржи — в Чехии, Юрий — в Польше и на Украине, Джордж — в Великобритании, Георги — в Грузии, Джерджис — в арабских странах. Со времен Ричарда Львиное Сердце он становится покровителем Англии, его страной считает себя Грузия, его изображение нередко встречается на гербах городов. Как и подобает святому, великомученик Георгий и после кончины помогает страдающим и ищущим правду: его алый плащ развевался в окрестностях Бейрута, реял над войсками древних византийцев и над отрядами новгородцев — во время нашествия на них суздальцев в XII веке; духовный взор киевлян прозревал тень мученика на просторах южнорусской земли — как защитника от «басурманских» набегов. И всегда и везде образ Георгия оставался, прежде всего, образом непобедимого воина Христова: и в страдальческом подвиге — в битве духовной, и в подвиге бранном — на полях сражений он поистине великомученик, а потому и победоносец. Ему как бы изначально и навеки даровано чудо победы — как и не менее чудесная способность приносить ее своим почитателям. Ибо «претерпев за Христа» и победив действительно «великие муки», победив при этом самого себя, свой страх, человеческую незащищенность, он смог победить и главного своего мучителя — диавола.»

(Диакон Георгий Малков)

Военный орден святого Георгия Победоносца

Орден святого великомученика и Победоносца Георгия был учрежден 26 ноября (9 декабря н.ст.) 1769 года императрицей Екатериной II. В день учреждения ордена, согласно сообщению Замысловского, Екатерина «изволила возложить на себя» его знаки, а на следующий день был обнародован первый статут ордена. Императрица и «ее преемники» провозглашались гроссмейстерами нового ордена, а лица «сопричисленные» к нему, стали именоваться «кавалерами святого Георгия». День учреждения ордена, торжественно отмеченный в Санкт-Петербурге, должен был ежегодно праздноваться как при Высочайшем дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста».

Павел I прекратил пожалование ордена святого Георгия, но уже при Александре I орден был возобновлен.

Согласно уставу, подлежали награждению орденом святого Георгия исключительно военные «за ревность и усердие и для поощрения к дальнейшим по военному искусству подвигам». Ордена удостаивался офицер, отличившийся в сражении, совершивший «отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу» или прослуживший в звании офицера в сухопутных войсках 25 лет, принявший участие хотя бы в одном сражении. Флотские офицеры могли быть награждены орденом в том случае, если принимали участие в 18 кампаниях, каждая из которых длилась не менее 6 месяцев. С 1833 года им стали награждать также морских офицеров, не принимавших участия в сражениях, но участвовавших в морских кампаниях. Однако с 15 мая 1855 года повелением императора Александра II награждение офицеров за выслугу лет и морские кампании орденом святого Георгия 4-й степени было прекращено (его заменил орден святого Владимира).

Первоначально были установлены четыре класса (степени) ордена святого Георгия для награждения офицеров и генералов.

Знаки ордена святого Георгии 1-й степени, «большого креста», представляли собой ленту (носилась через правое плечо), состоявшую из трех черных и двух желтых (оранжевых) полос, на которой помещался большой золотой крест (концы ленты и крест выпускались наружу), и четырехугольной золотой звезды.

Крест ордена с обеих сторон покрывала белая финифть, края имели золотую кайму, а в середине креста был изображен (также на финифти) московский герб — «в красном поле святой Георгий, вооруженный серебряными латами, с золотою сверх оных висящей епанчею, имеющий на главе златую диадему, сидящий на серебряном коне, на котором седло и вся сбруя золотые, и поражающий золотым копьем черного змея в подошве щита». На оборотной стороне креста на белом поле находилось «вензелевое святого Георгия имя».

Четырехугольная звезда, носимая на левой стороне груди, была выполнена из золота и имела посреди «в черном обруче, желтое или золотое поле, а на оном изображено вензелем имя святого Георгия». В черном обруче золотыми буквами был нанесен девиз «За службу и храбрость».

Знаки ордена 2-й степени включали такой же, как и в предыдущем случае, крест, носимый на более узкой ленте на шее, и звезду.

Ордену третьей степени соответствовал носимый на шее крест меньшей величины, а четвертой — еще меньший крест, на более узкой ленте в петлице. Поскольку орденом 4-й степени офицеры награждались и за выслугу лет, с 1816 года в этих случаях на поперечных лучах георгиевского креста помещали надпись: «25 лет», «18 камп.» или «20 камп.» По статуту, орден святого Георгия никогда не снимался, «ибо оный приобретается заслугами».

Если орден жаловался не христианам, то на звездах и крестах вместо святого Георгия и его имени должен был изображаться Императорский российский орел.

Орденом святого Георгия 1-й и 2-й степеней российские офицеры награждались «по собственному Императорского величества усмотрению», а к ордену 3-й и 4-й степеней их «удостаивали особые Думы, из самих кавалеров составленные».

При награждении орденом 4-й степени Дума должна была принимать во внимание только «особое отличие» офицера, вне зависимости от его происхождения, прежних заслуг или полученных ранений. Представление о награждении делал ближайший начальник офицера, не позднее чем через четыре недели после совершения подвига. Затем главнокомандующий (командующий армией), адмирал («начальствующий над флотом» или начальник отдельной эскадры) передавал это представление на рассмотрение Думы, создаваемой при Главной квартире из кавалеров ордена (не менее 1 или «в крайнем случае» 3 человек), которая большинством в две трети голосов могла принять решение о награждении. При этом орден 3-й степени могли получить лишь генералы и штаб-офицеры и только те из них, которые уже имели орден 4-й степени.

Награжденные орденом или его знаком отличия имели значительные привилегии. Они могли и после увольнения с военной службы носить мундир, даже если и не выслужили десятилетнего срока, который давал в российской армии право на «увольнение с мундиром». Награжденные орденами 1-й и 2-й степеней имели «вход при Высочайшем Дворе за кавалергардов», а кавалеры орденов 3-й и 4-й степеней — «вход вместе с полковниками», даже если и имели чин ниже полковничьего.

Кавалеры любой степени ордена получали потомственное дворянство, а по Высочайшему повелению от 1849 года имена георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Кроме того, в стенах военного учебного заведения, выпустившего георгиевского кавалера, должен был находиться его портрет.

Старшим кавалерам всех четырех степеней устанавливались «по смерть кавалера» пенсии: шести награжденным орденом первой степени — по 1000 руб. в год, пятнадцати второй — по 400 руб., пятидесяти третьей — по 200 руб. и тремстам двадцати пяти четвертой — по 150 руб. После смерти женатого кавалера ордена его вдова пользовалась пенсией еще в течение года.

13 февраля 1807 года император Александр I «во изъявление особенной милости к воинству и в вящее доказательство Всемилостивейшего внимания к заслугам оного, искони ознаменованным во всех случаях толикими опытами любви к отечеству, верности к Государю, ревности к службе и неустрашимой храбрости» учредил особый знак отличия Военного ордена, обычно называемый «Георгиевский крест». Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота: солдатов, матросов, унтер-офицеров, за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою.

Знак отличия Военного ордена (с 1913 года он так же, как и орден святого Георгия, стал официально называться Георгиевским крестом) первоначально представлял собой крест с расширяющимися к концам равносторонними лопастями и центральным круглым медальоном. На лицевой стороне медальона изображался святой Георгий, поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С. и Г. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия.

Лопасти креста с лицевой стороны оставались чистыми, а с оборотной стороны на них набивался порядковый номер, под которым герой заносился в капитульные списки кавалеров знака отличия Военного ордена. После смерти кавалера крест возвращался в капитул для переплавки или для нового награждения. Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании, с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, так как мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статуту. За свою более чем вековую историю статут знака отличия военного ордена претерпевал некоторые изменения, особенно в 1856 году и в 1913 годах.

Первый статут знака отличия Военного ордена был утвержден в 1807 году. Первые знаки не имели номеров и в дальнейшем были возвращены в капитул для нанесения на них номеров согласно спискам капитула орденов. Таких знаков было около 9 тысяч. Знак ордена выдавался только единожды. Чтобы выделить нижних чинов, представленных к награждению не один раз, в 1833 году в новой редакции статута предписывалось за неоднократные подвиги нижним чинам носить знак отличия на ленте с бантом.

Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, так как любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением «воина».

С 1844 года знаками отличия Военного ордена начали награждать нижних чинов — нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России — двуглавый орел. Нумерация таких крестов была отдельная, всего было выдано до 1856 года — 1368 штук.

Унтер-офицеры, солдаты и матросы, награжденные знаком отличия ордена, получали ряд существенных льгот: они не могли быть подвергнуты телесным наказаниям, исключались из податного сословия. Унтер-офицеры, имеющие знак отличия, не могли быть разжалованы в рядовые без суда. Жалование награжденным увеличивалось на одну треть. Если ранее награжденный совершал новый подвиг, то происходила новая прибавка жалованья (и так до полного оклада). Если награжденный знаком отличия унтер-офицер переводился из армейского полка в гвардию, то за ним сохранялся прежний чин.

С 1837 года одним из постановлений «обеспечивалась участь» детей «недостаточных» (т.е. малоимущих) кавалеров ордена. Так, дочери кавалеров 3-й и 4-й степеней (с 1853 года — 4-й степени), состоящих в чинах не свыше обер-офицерских, могли быть помещены на воспитание в Мариинский институт на вакансии пансионерок.

После окончания Крымской войны в 1856 года при императоре Александре II статут награды изменился: были учреждены четыре степени, при этом первой и второй соответствовали золотые кресты, а третьей и четвертой — серебряные. К знакам 1-й и 3-й степеней стали присоединять банты из георгиевской ленты.

В 1856 году произошло также изменение статута знака отличия Военного ордена святого Георгия. Изменения во внешнем виде самого креста произошли незначительные и затронули только нижний луч оборотной стороны, где теперь появилась надпись «1 степ», «2 степ», «3 степ» или «4 степ». Знаки были разделены на четыре степени, и этим объясняется добавление на нижнем луче креста слова «степ» с указанием цифры от 1 до 4:

1 степень — золотой крест на георгиевской ленте с бантом.

2 степень — золотой крест на георгиевской ленте без банта.

3 степень — серебряный крест на георгиевской ленте с бантом.

4 степень — серебряный крест на георгиевской ленте без банта.

Такие же изменения во внешнем виде креста произошли со знаками для солдат некрещеных в Православии.

Нумерация крестов в 1856 году была начата с начала и по каждой из четырех степеней велась отдельно. Цифры порядкового номера набивались на левом и правом лучах оборотной стороны так же, как и на безстепенных крестах. В 1856 году все нижние чины, бывшие в строю и имевшие неоднократные награждения знаком отличия военного ордена, были представлены к степенным знакам, в зависимости от количества представлений. Нижний чин награжденный по статуту до 1856 года четыре раза в дополнение к имевшемуся у него знаку без степени получал знак отличия 1-й степени (3-я и 2-я степень не выдавались), а награжденный трижды — получал 2-ю степень знака. Те нижние чины, которые награждались знаками отличия Военного ордена после 1856 года, получали все степени последовательно, начиная с 4-й степени и заканчивая 1-й. Такая последовательность строго соблюдалась, хотя известно много случаев, когда нижний чин по ошибке был награжден двумя знаками одной степени. В случае установления такой ошибки повторный знак изымался, а вручалась следующая по порядку степень. Известны также редкие случаи награждения более высокой степенью нижних чинов, не имеющих низшей.

Изменение статута знака отличия Военного ордена произошло в 1913 году. С этого времени он стал называться «Георгиевский крест», к Георгиевскому статуту также была причислена Георгиевская медаль (номерная медаль за храбрость). Количество награжденных Георгиевскими крестами не ограничивалось. Внешний вид крестов существенных изменений не претерпел, только перед порядковым номером стали набивать знак «N». Знак номера набивался на всех крестах, имеющих порядковые номера от 1 до 99999, а на крестах, имеющих 6 цифр в номере, знак «N» не набивался (под это правило попали кресты только 4-й степени и 3-й степени). Порядок ношения крестов на лентах также не изменился. Были отменены награждения крестами для лиц, не исповедующих Православную веру. По новому статуту стало возможным посмертное награждение Георгиевским крестом, и крест мог быть передан родственникам погибшего.

В годы Первой Мировой войны число награжденных Георгиевскими крестами значительно увеличилось. Так, крест 4-й степени получили более миллиона человек.

В 1915 году был уменьшен состав золота в Георгиевских крестах 1 и 2 степени от 90-99% до 50-60%. Для чеканки Георгиевских крестов с уменьшенным содержанием золота использовался сплав золота и серебра с последующим поверхностным золочением высокопробным золотом. Это было связано с экономическими трудностями, в результате начавшейся Первой Мировой войны.

Когда нумерация знаков 4-й степени подошла к предельной, для размещения на двух лучах (не более шести знаков) Георгиевские кресты с номерами более миллиона стали чеканить со знаком «1/М» на верхнем луче оборотной стороны, что означало один миллион. Первые такие знаки с номерами от 1 до 99999 имели впереди числа нули и набивались таким образом: от 000001 до 099999.

В октябре 1916 года было принято решение о необходимости замены золота и серебра на недрагоценные металлы. С этого времени на солдатском «Георгии» на оборотной стороне знаков 1-й и 2-й степеней стали ставить обозначение «ЖМ» и на 3-й и 4-й степеней — «БМ» (означавшие соответственно «желтый» и «белый» металл).

В 1917 году произошло очередное изменение в статуте о награждении офицеров солдатскими знаками с веточкой на ленте и о награждении нижних чинов офицерскими знаками ордена святого Георгия с веточкой на ленте. Такими знаками награждались нижние чины и офицеры по решению общего собрания роты, полка, батареи, дивизиона или др. военного соединения.

Во время Первой Мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.

В русской армии «георгиевскими отличиями» награждались за боевые подвиги и целые воинские части. Так, за кампанию 1799 года Архангелогородский, Московский, Смоленский и Таврический полки получили первые Георгиевские знамена, а за кампанию 1810 года в русско-турецкую войну 1806-1812 годов Московский гренадерский и Стародубский драгунский полки также первыми были награждены Георгиевскими трубами. Среди знаков отличий были также Георгиевские штандарты и рожки, ленты на знамена и флотские бескозырки, петлицы на воротники мундиров.

В 1916 году произошел единственный в истории эпизод коллективного награждения орденом святого Георгия (4-й степени), который получила французская крепость Верден за мужество ее защитников, проявленное при обороне в годы Первой Мировой войны так называемого «Верденского выступа».

Интересно, что через пять лет после учреждения ордена, 3 декабря 1774 года, его имя было присвоено целому полку русской армии. Этот также единственный в истории ордена случай был связан с 3-м Кирасирским полком (позднее 13-м драгунским), который стал именоваться Кирасирским Военного ордена святого великомученика и победоносца Георгия полком. Все штаб- и обер- офицеры этого полка были кавалерами ордена.

Одной из почитаемых боевых наград в русской армии издавна считалось офицерское золотое оружие. С 1855 года на золотом наградном оружии «За храбрость» было указано носить темляк на Георгиевской ленте. С 1869 года все офицеры, награжденные таким оружием, «были причислены» к кавалерам ордена. Во время боевых действий в русско-турецкую войну 1877-1878 годов офицеры, имевшие наградное оружие, носили на боевом, заменявшем его в походах, Георгиевский темляк, а к его эфесу прикреплялся небольшой Георгиевский крест. И позднее, в годы Первой Мировой войны, «Георгиевское оружие» было одной из самых почетных наград.

На Георгиевской ленте нижним чинам жаловались также медали «За храбрость» за различные походы и участие в боях.

За всю историю ордена всеми четырьмя степенями были награждены только четыре российских фельдмаршала: князь М.И. Голенищев-Кутузов, князь М.Б. Барклай-де-Толли, князь И.Ф. Паскевич и граф И.И. Дибич. Три первые степени ордена имея А.В. Суворов. Среди российских самодержцев орден имели: Императрица Екатерина II (1-й степени), Императоры Александр I (4-й степени: последний в 1805 года в «доказательство, сколь он военный орден уважает, нашел приличным принять знак 4-го класса», вместо предложенного ему ордена 1-й степени), Николай I («пожелал иметь знак ордена 4-й степени по случаю истечения в августе 1838 года 25-летнего срока своей действительной службы), Александр II (1-й и 4-й степеней), Александр III (2-й степени). Орден святого Георгия 4-й степени имел также Император Николай II.

Первый «солдатский Георгий» получил за подвиг, совершенный в сражении при Фридланде (2 июня 1807 года), унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Митрохин. Интересно, что знак отличия за № 6733 получила известная русская женщина-офицер, «кавалерист-девица» Надежда Дурова.

Георгиевские кавалеры пользовались в русской армии особым уважением. Получить орден святого Георгия было исключительно трудно и почетно. Так, если высшим орденом России (Андрея Первозванного) было награждено более 1000 человек, то первой степенью ордена святого Георгия было награждено всего 25 человек (причем после русско-турецкой войны 1877-1878 годы первую степень ордена не получил никто).

11 ноября 1917 года все ордена и прочие знаки отличия царской России были отменены. Однако воинские традиции русской армии продолжали жить. Уже в годы Великой Отечественной войны вновь вспомнили о георгиевской атрибутике. Так, солдатский орден Славы трех степеней, учрежденный в СССР в ноябре 1943 года, имел своим прообразом знак отличия Военного ордена. Так же, как и Георгиевский крест, он носится на ленте из трех черных и двух желтых (оранжевых) полос. Орден святого Георгия Победоносца восстановлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I. Статут ордена святого Георгия утвержден указом президента Российской Федерации от 8 августа 2000 года № 1463.

Порядок награждения Орденом святого Георгия и Георгиевскими крестами

— Георгиевский крест жаловался в порядке старшинства степеней, начиная с четвертой степени постепенно до первой.

— Об отличившихся нижних чинах, не наблюдая их числа, командир роты, эскадрона или батареи не позднее месяца по окончании боя или дела, во время которых подвиги оказаны, должен передать вышестоящему командиру части именной список с описанием каждого подвига, и под какую статью статута он подходит.

— Право утверждать представления к награждению Георгиевским крестом имели командиры неотдельных корпусов и начальники, их властью облеченные, а во флоте — начальники эскадр и отдельных отрядов.

— Особое право лично награждать Георгиевскими крестами имели Главнокомандующий или командующий армией или флотом. Кроме того, командир корпуса (во флоте начальник отдельного отряда) при условии его личного присутствия на самом месте боя при совершении подвига.

— В случае отсутствия должного количества Георгиевских крестов, до вручении крестов выдавались ленточки, которые и носились на груди на орденской колодке.

— Все материалы по представлениям к Георгиевскому кресту считались секретными до времени объявления окончательного результата.

— Георгиевский крест, как по сухопутному ведомству, так и по флоту возлагался на нижних чинов в присутствии главных военачальников, самими ими, а в их отсутствие старшими после них начальниками.

— Награждение производилось перед строем части со знаменами и штандартами, войска держали на «караул», а при возложении крестов войска отдавали кавалерам честь «с музыкой и походом».

— По окончании войны обо всех удостоенных Георгиевским крестом, с утверждением высшей в армии и во флоте власти, отдавался особый почетный приказ по армии и флоту, с подробным описанием подвигов и номерами пожалованных крестов.

Особые права и преимущества награжденных Георгиевским крестом:

— Георгиевский крест никогда не снимался.

— На плаще вне строя носили только ленту на борту плаща.

— Каждому награжденному Георгиевским крестом назначалась со дня совершения подвига ежегодная денежная выдача по 4 степени -36 рублей, 3 степени — 60 рублей, 2 степени — 96 рублей и по 1 степени — 120 рублей. При награждении высшей степенью выдача по низшей степени прекращалась.

— Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.

— Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы — в качестве пенсии.

— При увольнении в запас чины, награжденные знаком 2 степени, представлялись к званию подпрапорщика (или ему соответствующего), а награжденные 1-й степенью представлялись к такому же званию при награждении.

— При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени одновременно жаловался следующий чин.

— Нижние чины, имеющие Георгиевский крест 3 и 4 степеней, при пожаловании медалью «За усердие» представлялись к шейной серебряной медали, а имеющие Георгиевский крест 1 и 2 степеней — к золотой шейной медали.

— Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только по суду.

— В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.

Георгиевская медаль

Георгиевская медаль была учреждена 10 августа 1913 года вместо медали «За храбрость», учрежденной в 1878 году, и причислена к Военному Ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Изменение статута медали было вызвано изменением свойств боя на суше и на море и, в особенности, с чрезвычайным развитием техники военного и морского дела, а также для отличия тех нижних воинских чинов, деяния которых не подходят под требования статута Георгиевского креста и лиц, не принадлежащих к составу армии и флота.

Георгиевской медалью могли быть награждены:

1. В военное время.

— Нижние воинские чины за проявленные ими подвиги мужества и храбрости в военное и мирное время.

— Лица, не имеющие воинское звание и даже не принадлежащие к составу армии и флота, но лишь за отличия, оказанные в бою против неприятеля.

Георгиевская медаль имела четыре степени:

— Первая степень: золотая медаль, носимая на груди на Георгиевской ленте, с бантом, на лицевой стороне которой изображение Императора Николая II; на обратной стороне медали указана степень и номер медали и надпись «за храбрость».

— Вторая степень: такая же золотая медаль, носимая на груди на Георгиевской ленте без банта.

— Третья степень: такая же серебряная медаль, носимая на груди на Георгиевской ленте с бантом.

— Четвертая степень: такая же серебряная медаль, носимая на груди на Георгиевской ленте без банта.

Количество лиц, награжденных Георгиевской медалью, согласно статуту не ограничивалось.

Георгиевская медаль носилась на колодке левее всех орденов и левее Георгиевского креста, но правее всех остальных медалей и знаков отличия.

Основанием для награждения служили следующие деяния:

— Оказание отличного воинского подвига, не подходящего под точный смысл указаний статута Георгиевского креста.

— Оказание выдающейся храбрости в составе особо отличившиеся среди прочих воинских частей, на которые, по усмотрению главного военачальника, назначено определенное количество Георгиевских медалей.

— Кто из нижних чинов строевой части выделится блистательным и доблестным выполнением своего долга в бою, в обстоятельствах исключительной трудности, причем последние точно должны быть указаны.

— Кто из нижних чинов, исполняя необходимые для успеха боя вспомогательные обязанности по ведению артиллерийского пулеметного или ружейного огня, или по поддержанию связи между частями войск, или судами морского отряда, или эскадры выкажет при исполнении таковых выдающееся самоотвержение.

— Кто из нижних чинов под сильным и действительным огнем неприятеля, при работах: на позиции, в крепости, на переправе, в мастерской, лаборатории, минном складе, на ж/д сооружении, телеграфе, телефоне, осветительной станции, доке, госпитале и. т.п., проявит самоотвержение и мужество.

— Кто, совершая подвиг, достойный награждения Георгиевским Крестом, не мог довести его до конца, по причине ранения.

— Кто из фельдшеров и санитаров, находясь в течение всего боя в боевой линии, под сильным и действительным огнем, проявляя необыкновенное самоотвержение, будет оказывать помощь раненым или в обстановке чрезвычайной трудности вынесет раненого или убитого.

2. В мирное время.

— Кто при стычке с превосходящим числом злоумышленников, оказывающих вооруженное сопротивление, примером личной храбрости и неустрашимости ободрит своих товарищей и тем будет способствовать успешному окончанию дела.

— Кто в стычке с вооруженными злоумышленниками, спасет жизнь своего начальника или освободит его.

— Кто при нападении превосходного числа злоумышленников сохранит, за выбытием начальника, порядок в команде и своей отвагой и распорядительностью будет способствовать их задержанию.

— Кто в обстановке, близкой к боевой, исполнит при условии чрезвычайной опасности важное служебное поручение.

— Кто при исполнении обязанностей пограничной службы возьмет с боя контрабандное судно или первый взойдет на таковое во время вооруженного сопротивления.

— Часовой, который при вооруженном нападении на занимаемый им пост превосходного числа злоумышленников, при особо трудных условиях, отразит таковое, оказав мужественное сопротивление.

— Кто при нападении превосходного числа злоумышленников на вверенное его охране лицо, имущество или здание отразит нападение.

— Кто при схватке с злоумышленниками, будучи тяжело ранен, останется в деле до его окончания.

— Кто из нижних чинов в мирное время совершит один из подвигов, удостаиваемых награждения Георгиевской медалью в военное время.

Лица, не имеющие воинского звания, и лица женского пола могут награждаться Георгиевской медалью за подвиги, предусмотренные статутом Георгиевского креста и пунктом статута Георгиевской медали о санитарах и фельдшерах. Георгиевская медаль жаловалась по старшинству начиная с четвертой степени.

Порядок награждения Георгиевской медалью был установлен двояким образом:

— Когда кто-либо из нижних чинов или лиц не воинского звания оказал особую личную храбрость.

— Когда в деле против неприятеля будут замечены особо отличившимися: по сухопутным войскам, Главнокомандующим или командующим армией какой-либо полк или иная команда, а по флоту Главнокомандующим или командующим флотом — какой-либо корабль.

Порядок награждения воинских частей:

— При награждении нижних чинов, Главнокомандующему или командующему армией предоставляется право награждать наиболее отличившиеся из войсковых частей пожалованием Георгиевских медалей, по расчету от 2 до 5 медалей на роту, эскадрон, сотню, батарею или отдельную команду, сообразно степени отличия этих частей, с одной стороны, и численности их, с другой. (Назначение Георгиевских медалей отличившимся частям не препятствует награждению отдельных нижних чинов за личные подвиги).

— По флоту — Главнокомандующему или командующему флотом предоставляется право награждать наиболее отличившийся в бою корабль пожалованием Георгиевских медалей, в нижеследующем отношении: при численности судовой команды до 1000 человек — от 8 до 20 медалей, при команде от 250 до 500 человек — от 4 до 10 медалей, при команде от 100 до 250 человек — от 2 до 5 медалей и при меньшем числе — от 1 до 3 медалей, учитывая при этом степень отличий, проявленных судовыми командами.

— Главный военачальник о пожаловании медалей какой-либо части или кораблю отдает соответственный приказ и направляет его по принадлежности вместе с медалями, если таковые имеются в наличии.

— В сухопутных войсках командир полка, артбригады или отдельного батальона немедленно по получении приказа собирает совет из штаб-офицеров, ротных, эскадронных или батарейных командиров и старшего врача и предлагает им определить: сколько медалей следует предоставить каждой роте, эскадрону, сотне или батарее, в зависимости от отличий, оказанных этими частями; при этом количество медалей, присуждаемых каждой таковой части, не должно превышать 8-ми на роту, эскадрон или батарею.

— Для награждения медалями соответственный командир предоставляет на утверждение командиру полка, батарей и т.п. именной список нижних чинов, которых он признает наиболее достойными награждения.

— Командир полка, артбригады, отдельного батальона утверждает поданные ему списки удостоенных медалями и предоставляет их по команде со своим заключением по качеству и количеству. При этом возвращаются медали, оставшиеся нераспределенными.

— В именных списках должны быть обозначены номера медалей, если медали прибыли при приказе; в противном случае делаются дополнительные донесения о номерах по доставлении в отдельные части самих медалей.

— По окончании войны отдается особый почетный приказ обо всех удостоенных Георгиевскими медалями, с подробным описанием их подвигов и номерами пожалованных медалей.

— Каждому награжденному Георгиевской медалью со дня совершения отличия производилась ежегодная денежная выдача в следующих размерах: по 4 степени — 12 рублей, по 3 степени — 18 рублей, по 2 степени — 24 рубля и по 1 степени — 36 рублей.

В 1917 году медали, по новому положению, стали чеканить из недрагоценных металлов, и на медалях появились буквы «ЖМ» — в левой нижней части оборотной стороны, у самого гурта, правее порядкового номера на всех знаках 1 и 2-й степени. На 3 и 4-й степенях чеканились буквы «БМ». А на лицевой стороне таких медалей вместо портрета императора чеканилось изображение святого Георгия (всадника на коне, копьем поражающего змея).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Святой мученик Георгий защитник в напастях: Житие. Чудеса. Акафист. — М. Благовест, 2008. — 96 с.

2. Святой великомученик Георгий Победоносец. / Сост. Е.О. Фомина — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — 158 с.

3. Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. — М.: Скиния, 1998. — 64 с.

4. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. — 614 с.

5. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. — Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2003. — 816 с.

6. Псалтирь Следованная: в 2 ч. — Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 2 ч.

7. Фаддей (Успенский), сщмч. Радуйтесь! Проповеди. — М.: Елеон, 1998. — 480 с.

8. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов). — М.: Паломник, 2005. — 720 с.

9. Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды, СПб.: Полигон, 2002. — 349 с.

10. Бирюков Валентин, прот. На земле мы только учимся жить. — М.: Даниловский благовестник, 2004. — 136 с.

11. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. — Барнаул: Изд-во преподобного Максима Исповедника, 2003-2004. — электронная книга.

12. Сайт Православная энциклопедия, http://www.pravenc.ru (дата обращения 16.11.2011)

13. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru (дата обращения 19.12.2011)

14. Сайт Седмица.ру. http://www.sedmitza.ru (дата обращения 21.11.2011)

15. Сайт Википедия. http://ru.wikipedia.org (дата обращения 16.11.2011)

16. Сайт Православие.ру. http://www.pravoslavie.ru (дата обращения 16.11.2011)

17. Сайт Геральдика сегодня. http://sovet.geraldika.ru (дата обращения 16.12.2011)

18. Сайт Православный паломник на Святой Земле. http://palomnic.org (дата обращения 19.11.2011)

19. Сайт Путеводитель по Израилю. http://guide-israel.ru (дата обращения 20.11.2011)

20. Сайт Православный Иерусалим. http://www.orthodox-jerusalem.ru (дата обращения 05.12.2011)

21. Сайт Храма великомученика Георгия в Старых Лучниках на Лубянке. http://luchniki.orthodoxy.ru (дата обращения 17.11.2011)

22. Сайт Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru (дата обращения 08.12.2011)

23. Сайт Музей православного зодчества. http://www.archmuseum.ru (дата обращения 08.12.2011)

24. Сайт Свято-Юрьева мужского монастыря. http://georg.orthodoxy.ru (дата обращения 16.11.2011)

25. Сайт Новгород. (дата обращения 22.11.2011)

26. Сайт Паломник. http://palomnik.su (дата обращения 20.11.2011)

27. Сайт Myafon. http://www.myafon.ru (дата обращения 29.11.2011)

28. Сайт Святая гора Афон: Монастыри, скиты, кельи. http://sv-afon.orthodoxy.ru (дата обращения 29.11.2011)

29. Сайт Православного братства Львова. http://bratstvolviv.orthodoxy.ru (дата обращения 25.11.2011)

30. Сайт Купель: Севастопольский паломнический центр. http://palom.info (11.12.2011)

31. Сайт Одна Родина. http://odnarodyna.com.ua (дата обращения 11.12.2011)

32. Сайт Музей православного зодчества. http://www.archmuseum.ru (дата обращения 30.11.2011)

33. Сайт Путешествуйте с нами. http://puteshestvujte-s-nami.blogspot.com (дата обращения 05.11.2011)

34. Сайт Болгарско-русский информационный центр. http://bric.su (дата обращения 05.12.2011)

35. Сайт Блог жителей Болгарии. http://rusbg.info (дата обращения 05.12.2011)

36. Сайт Байконур-инфо. http://www.bikonur-info.ru (дата обращения 02.12.2011)

37. Сайт Отечество. http://ote4estvo.ru (19.12.2011)

38. Сайт Геральдика: Хобби. http://heraldry.hobby.ru (19.12.2011)

39. Сайт Древо. http://drevo-info.ru (дата обращения 11.12.2011)

40. Сайт Толк и польза. http://www.tolk-i-polza.ru (дата обращения 05.12.2011)

41. Сайт Митрополит Сурожский Антоний. http://www.mitras.ru (дата обращения 22.11.2011)

42. Сайт Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви: Электронная библиотека. (дата обращения 21.11.2011)

43. Сайт Православие в Узбекистане. http://www.pravoslavie.uz (дата обращения 05.12.2011)

44. Сайт Храма Михаила Архангела: Село Белый Раст. http://hramma.ucoz.ru (дата обращения 27.11.2011)

45. Сайт Азбука Веры. http://azbyka.ru (дата обращения 20.11.2011)

46. Сайт Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. http://lavra.ua (дата обращения 21.11.2011)

47. Сайт Предание.ру. http://predanie.ru (дата обращения 18.12.2011)

48. Сайт Слово пастыря. http://slovo.russportal.ru (дата обращения 22.11.2011)

49. Сайт Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. (дата обращения 21.11.2011)

50. Сайт Никольский благовест. http://nikolski.kz (дата обращения 21.11.2011)

51. Сайт Храм святого великомученика Георгия Победоносца во Владимире. (дата обращения 23.11.2011)

52. Сайт Храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. (дата обращения 21.11.2011)

53. Сайт Библиотека Гумер. http://www.gumer.info (дата обращения 07.12.2011)

54. Сайт храма во имя святого Георгия в Чехии. http://georgi-prague.orthodoxy.ru (дата обращения 18.11.2011)

55. Сайт Наградные медали и кресты Царской России. http://nubirus.chat.ru (дата обращения 19.12.2011)

…назад . . . . . . дальше…
Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x