Вразумление отшельника

Вразумление отшельника

«Смирение — самая странная вещь на свете. От него нельзя избавиться, и из чужих рук его не получишь. Чтобы его приобрести, нужно потерять всё до последнего. Только когда ты лишен всего на свете, ты чувствуешь, что оно сделалось твоим достоянием.«

(Оскар Уайльд)

Подвизался один отшельник в пустынном месте 70 лет в посте, бдении и великом трезвении. И за столько лет служения Богу ни разу не сподобился ни видения, ни откровения от Бога. Впал он от этого в раздумье и говорит себе: «Может, по какой-то причине, мне неизвестной, подвиг мой не угоден Богу? Видно, поэтому я и не могу получить откровения и узнать тайну».

Размышляя об этом, старец еще усердней стал подвизаться, говоря Богу:

— Господи, если Тебе действительно угоден труд мой и Ты принимаешь дела мои, прошу Тебя я, грешный и недостойный: даруй и мне капельку благодатных дарований Твоих, чтобы я, по откровению какой-нибудь тайны, мог известиться, что Ты услышал молитву мою, и с еще большим мужеством и упованием проводил свою аскетическую жизнь.

И когда старец молился таким образом, был к нему глас от Бога, сказавший ему:

— Если хочешь увидеть славу Мою, иди в глубочайшую пустыню, и там тебе откроется много тайн.

Услышав этот глас, старец тотчас же вышел из своей келлии. И когда отошел от келлии довольно далеко, встретил разбойника, который, едва завидел старца, тут же набросился на него, желая убить. Скрутив старца, разбойник сказал:

— Вовремя же я встретил тебя, авва, потому что сейчас завершу делание свое и спасусь.

— Но как же ты спасешься, если умертвишь меня? — недоуменно спросил старец.

— А у нас, разбойников, есть такой обычай, закон и вера: кто сможет совершить 100 убийств, тот попадет в рай. И я, много потрудившись, совершил доныне 99 убийств, и одного мне недоставало, и мне так хотелось восполнить эту сотню и спастись. Поэтому ты доставил мне много радости, и я благодарен тебе, ибо по твоей милости буду сегодня наслаждаться в раю!

Когда разбойник сказал это, старец был потрясен и содрогнулся от безнадежности неожиданного искушения, постигшего его. И тогда, возведя очи ума своего к Богу, сказал:

— Это ли слава Твоя, Владыко Господи, которую Ты обещал явить мне, рабу Твоему? Такой ли совет дал Ты мне, грешному, чтобы я вышел из келлии моей и известился о таковой тайне? Такими ли дарованиями воздаешь Ты мне за труды и подвиги, которые я подъял? Ныне воистину узнал я, Господи, что все труды аскезы моей были тщетны, и вся молитва моя вменена пред Тобою в нечто, вызывающее отвращение и омерзение. Но, при всем том, я все равно благодарю Тебя за Твое человеколюбие, Господи, что Ты наказываешь мое недостоинство так, как и следует мне за мои безмерные грехи, и предал меня этому разбойнику и убийце.

С болью говорил это старец, и вдруг сильно захотел пить. И говорит разбойнику:

— Сыне, поскольку за грехи мои Бог предал меня в твои руки, чтобы ты умертвил меня и лишил жизни, как человека злого, каковой я и есть, и вот, желание твое исполняется, то прошу тебя, исполни и ты мое малое желание: дай попить немного воды, а потом можешь отрубать мне голову.

Услышав слова старца, разбойник с великой радостью захотел исполнить его просьбу, вложил саблю в ножны и, вынув из-за пазухи небольшой сосуд, поспешил к речке, ибо она протекала неподалеку, чтобы наполнить его и дать старцу попить.

Но там, нагнувшись, чтобы наполнить сосуд, предал душу свою и умер.

Проходит какое-то время, и старец, не видя разбойника, стал думать про себя: «Может, он утомился, прилег и поэтому медлит? А может, мне можно бежать и вернуться в свою келлию? Но я стар и боюсь, ибо сил бежать у меня уже нет. И, такой немощный, я быстро устану, и он меня поймает. Этим я только еще больше разозлю его, и он станет мучить меня беспощадно, заживо разрезая на кусочки. Так что не стану я бежать, а пойду посмотрю, что он там делает».

И вот, пошел старец к реке, погруженный в такие помыслы, и находит разбойника умершим, чему немало удивился. И, воздев руки к небу, сказал:

— Господи Человеколюбче, если не откроешь мне эту тайну, я не опущу своих рук. Сжалься над моими трудами и открой мне это!

Когда старец молился так, пришел ангел Господень и сказал ему:

— Видишь, авва, того, кто лежит пред тобой бездыханным? Ради тебя принял он эту смерть внезапную, чтобы ты спасся, и он тебя не убил. Поэтому похорони его как спасшегося. Потому что послушание, которое он понес ради тебя, и то, что вложил свою смертоносную саблю в ножны, чтобы пойти принести тебе воды и утолить пламень жажды твоей, — всё это утолило ярость Бога, и Он принял его как делателя послушания. А признание в 99 убийствах вменил ему в Исповедь. Так что похорони его и всегда поминай вкупе со спасшимися. И познай отсюда бездну человеколюбия и милости Божией. А теперь иди в свою келлию, радуясь, и будь ревностен в молитвах твоих; не скорби и не говори, будто ты грешен и недостоин откровений. Ибо вот, Бог открыл тебе одну из тайн. Знай также и то, что все труды подвига твоего приняты Богом, ибо нет ни одного труда, который совершался бы Бога ради и не дошел бы до Него

«Не думайте, что настоящее смирение — вкрадчивость и елейность, когда мы нарочито подчёркиваем собственное ничтожество. Встретив поистине смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он весёлый, умный и ему очень интересно то, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти — как же ему удаётся так легко и радостно воспринимать жизнь? Он не думает о своём смирении; он вообще не думает о себе.«

(Клайв Льюис)

(Перевел с греческого иеросхимонах Штефан (Нуцеску))

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x