Две истории. Старец Панаретос Филофейский

Две истории. Старец Панаретос Филофейский

Об осуждении других.

Покойный папа-Никодим, духовник из Кавсокаливского скита, рассказал следующую историю, которая записана в афонских святоотеческих рукописях.

Был набожный христианин, который пятнадцать лет ходил к своему духовнику и говорил ему о своих человеческих слабостях. Однажды он пошел, как обычно, исповедоваться, но, открыв дверь, увидел, что мужчина прелюбодействует с женщиной. Он тотчас ушел и при этом сказал себе: «Что ж это творится?! Это ужасно! Я исповедовался ему много лет, и что мне теперь делать? Я попаду в ад? Все грехи, в которых я ему исповедался, раз уж он такой грешник, простятся они или нет? Все они все еще непрощенные?»

Мужчина был ошеломлен обрушившейся на него напастью и не знал, что делать. Через некоторое время, на обратном пути домой человек почувствовал жажду. Он прошел еще немного и наткнулся на небольшой ручеек, в котором журчала чистая вода. Он наклонился и выпил, утоляя жажду и совсем не хотел уходить, потому что хотел еще той прекрасной водички.

Тут ему в голову пришла мысль: «Если ручей здесь так хорош, то насколько лучше он будет рядом с тем местом, где начинается?» С этой мыслью он отправился следовать за ручьем к его истоку. Но когда он добрался туда, что он увидел?

Он увидел, как из мертвого, грязного трупа собаки вытекала вода. Вода шла изо рта собаки! Потом бедняга глубоко вздохнул и сказал: «Что же со мной случилось? Несчастный я… был осквернен этой грязной водой. Кажется, я великий грешник и очень нечист, если со мной происходят такие вещи.»

Он очень смутился этим, но тут явился ему Ангел Господень и сказал: «Что смущаешься и печалишься о том, что с тобою происходит? Когда ты пил воду из ручья, разве ты не наслаждался ею, потому что она была хрустально чистой? Ты не мог насытиться им, а теперь, когда вы увидел, как вода выходит из нечистой пасти собаки, говоришь, что осквернен. Друг мой, не беспокойся о том, что собака мертва и нечиста, потому что вода, которую ты и все остальные пили, могла, правда, исходить из нечистой пасти собаки, но это была не собака. Вода от Бога — это подарок от Него.

 Точно так же и человек, услышавший твою исповедь, и прощение, которое он тебе дал, было не его. Прощение – это дар от Бога. Он дает это. Всесвятой Дух дарует его тем, кто чисто и искренне исповедует свои грехи и слабости.

Разница в том, что то, что Бог дает и дарует людям, дается и даруется через канонически рукоположенных священников, имеющих разрешение исповедоваться и отпускать грехи. Как сказал Господь Апостолам:

Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.

(Ин.22;23)

Так Святые Апостолы дали эту власть епископам и их преемникам, и они сделали то же самое для тех, кто канонически рукоположен и является исповедником. По этой причине и потому, что они совершают святые Божьи таинства, священники превосходят по должности даже царя и верховного лидера народа. Священники превосходят всех остальных в том смысле, что только они могут прощать грехи. Другого пути нет. Это Священное Предание нашей Святой Церкви».

Ангел продолжал: «Пойди, соверши поклон и попроси прощения у твоего старца, потому что ты видел его согрешающим». Попроси у него прощения за то, что ты осудил его… Что же касается греха, который он совершил, то Бог его исследует и Он один будет судить человека. Ты видел, как он согрешил, но не знаешь, покаялся ли он и какую форму приняло его покаяние. Итак, у тебя есть грех осуждения, но, если он покается, он пожнет плоды своего покаяния и своего исправления. Мы не в том положении, чтобы судить кого-то другого».

После того как ангел сказал это верному христианину, он исчез из поля зрения. Как велел ангел, возвратился человек к своему духовнику, которому рассказал о том, что видел, и о том, что сказал ему Ангел Господень. Он поклонился ему и подробно рассказал ему о том, что произошло между ним и ангелом. Священник раскаялся, со слезами на глазах, горько заплакал и просил прощения у Всемилостивого, Вселюбящего и Всеблагого Бога.

Он исправил свои злые пути во славу Божью и во спасение своей души. Когда мой духовник, папа-Никодим, продолжал, он с любовью сказал мне: «Вот почему, мой дорогой Хараламбо (это случилось еще в 1934 году, когда я еще не был монахом, поэтому он назвал меня моим мирским именем ), мы не имеем права судить о поведении других. Как говорит святой Павел: «Кто ты такой, чтобы судить чужого раба?»1Послание к Римлянам..

Насколько же более это верно в отношении осуждения клира, священников, исповедников и вообще монашествующих, которых Бог очень тщательно испытывает и против которых диавол ведет самую изощренную брань. Сам Бог говорит нам: «Не судите, да не судимы будете».

(Elder Panaretos Filotheitis, перевод N.E.W.O.D.)

Безымянный святой, не пожелавший стать известным

В первой половине ХХ века старец о. Панарет, жил на общей территории между Кавсокаливией и Лаврой.

На каком-то этапе он захотел разбить небольшой огород возле своего бедного жилища, чтобы обеспечить себя продуктами.

Однажды, когда он копал это каменистое место, его кирка ударилась о плиту. Когда старец поднял плиту, то с изумлением обнаружил, что она покрывает могилу, в которой находится труп, одетый в священнические одежды. Весь его вид, а также неописуемый аромат, исходивший из могилы, выдавали, что он был недавно погребен.

Отец Панарет десятки лет жил там в пустыне и никогда не слышал рассказов о великом подвижнике, который жил и был похоронен там. Как только он преодолел свое удивление, он начал плакать и молиться этому неизвестному святому. «Святой Божий, благодарю тебя за то, что ты показал мне свою святость, хотя я и недостоин. Пожалуйста, скажи мне, кто ты и сколько лет прожил в этой глуши».

Этот благочестивейший инок держал молитвенное бдение, во время которого пришла ему мысль пойти и сообщить о событии в материнскую обитель, Великую Лавру. Но под утро он ненадолго заснул и во сне увидел неизвестного святого, который строго сказал ему: «Что ты думаешь делать, авва? Мы вместе стремились сюда, а ты берешь на себя устроить мои дела и передать мои мощи? Я проработал здесь более пятидесяти лет. Возврати меня, пожалуйста, в место моего упокоения и никому не говори, пока жив».

Отец Панаретос проснулся, накрыл могилу плитой и почувствовал покой. Он постоянно молился безымянному святому.

Позже, уже в преклонном возрасте, он поступил в богадельню в Кавсокаливии, где перед уходом из жизни поведал об этом чудесном открытии другим отцам, хотя и воздержался от дальнейших подробностей.

(Stelios Koukos, перевод N.E.W.O.D.)

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x