Успение Пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии*

Успение Пресвятой Владычицы нашей Приснодевы Марии*

*Греч. Θεοτόκος, Дева Мария, родившая Иисуса Христа.

Торжество Успения Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию двух последовавших друг за другом событий. Первое – это кончина Ее земной жизни. Второе событие — Ее воскресение и телесное восшествие в Небесное Царство. Отсюда происходят двойственность в наименованиях праздника – «Успение Пресвятой Богородицы», принятое в обиходе Православной Церкви, и «Вознесение Богоматери», распространенное на латинском Западе.

История праздника

Праздник Успения, вероятно, первоначально зародился в Палестине и оттуда распространился по всему миру. В Византии церковное празднование Успения Божией Матери 15 августа было установлено императором Маврикием (+602 г.). Этот праздник предваряет Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа по н. с.). Пост, по преданию, был установлен в память о последних днях земной жизни, Божией Матери, которые она провела в посте и молитве, готовясь к кончине.

В течение первого тысячелетия этот пост был распространенным благочестивым обычаем. Констанинопольской Церкви в 1166 г. соблюдение Успенского поста стало обязательным правилом. Празднование Успения продолжается до 23 августа (5 сентября по н. с.).

Богослужение

Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским. В Иерусалимской Церкви с XV в. празднование Успения имеет характерную особенность — в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Пресвятой Богородицы, проводится особое богослужение, называемое Чин погребения Божией Матери. Это богослужение имеет структуру, аналогичную утрени Великой субботы.

Содержание песнопений посвящены Божией Матери, но с точки зрения стилистики являются подражанием текстам чина погребения Спасителя. В храме метохии (подворья) Гефсиманского монастыря, расположенного прямо напротив входа в Храм Воскресения (Гроба Господня) хранится вышитое изображение почившей Богородицы – плащаница. 12 августа плащаница с торжественной процессией переносится в Гефсиманию в храм на месте погребения Божией Матери. 14 августа, в день накануне праздника Успения совершается Чин погребения, а в сам день праздника – служба Успению.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после продолжительного поста, который по уставу почти такой же строгий, как и Великий. Есть в нем и сухоядение в понедельник среду и пятницу (вкушение невареной пищи) и ограничения в потреблении масла (растительное масло употребляют в пищу только в субботу и воскресенье) и рыба вкушается один раз, на праздник Преображения Господня 19 августа.

Впрочем, выбор меры поста – это дело индивидуальных возможностей и сил.

Успение завершает праздничный богослужебный круг Церкви. Земная история словно бы заканчивается в конце лета. Осенью, после церковного новолетия, все начнется сызнова Рождеством Пресвятой Богородицы. И так Церковь живет памятью молящихся о ней святых.

Откуда стало известно жизнеописание?

Священное Писание Нового Завета сообщает нам крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Девы Марии – только то, что имеет непосредственное отношение к Евангельскому повествованию. Лишь из древних апокрифических источников нам известно о чудесном рождении Марии и Ее родителях – св. Иоакиме и Анне, введении ее в Иерусалимский Храм, отрочестве, о Ее жизни после вознесения Спасителя, событиях, связанных с Ее блаженной кончиной.

Об Успении Пресвятой Девы повествуется в апокрифических трактатах “De Obitu S. Dominae (Об Успении Владычицы)”, надписанным именем св ап. Иоанна Богослова, но появившемся не ранее IV-V вв., в книге “De Transitu Virginis” (О переходе [в вечную жизнь] Девы Марии), приписанной св. Мелитону Сардийскому и в послании, подписанном именем св. Дионисия Арепагита (но на самом деле ему не принадлежащем).

Кстати, понятие “апокриф” часто употребляется в негативном смысле – как подложное, фальшивое повествование, которому априори не следует доверять. Такой подход является несколько предвзятым по отношению к древнехристианским апокрифам. Безусловно, эти книги не являются боговдохновенными, как священные книги, включенные в канон Нового Завета.

Авторами апокрифов являются анонимные писатели, которые по весьма распространенному в древности обычаю надписывали свои произведения именами апостолов и святых.

Содержание апокрифов так же, как правило, требует критического подхода — некоторые из них могут содержать явно еретические, например гностические, идеи. Поэтому церковные иерархи часто запрещали читать апокрифы во время богослужений в церкви. Объективно говоря, исторические данные, приводимые в апокрифах, вполне можно считать равноценными после сравнения с данными церковных хроник и частными мнениями тех или иных Святых Отцов. Из восточных отцов впервые событие Успения упоминают в своих поучениях св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.).

Апокрифические тексты включены в т.н. Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о житии Богоматери явились следующие раннехристианские апокрифы:

  • «История Иакова о рождении Марии» (иначе — «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.- кон. II в., Египет);
  • «Евангелие детства» (иначе — «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400, Египет);
  • «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сир., копт., арм., груз. языки; существуют также его лат. (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиоп., араб. и слав.1(«История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы.

Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) составил три Похвальных Слова на Успение Богоматери. Во втором слове он повествует о том, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии. Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией матери взято на небо. Он пересказал ей апокрифическое предание, как Апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст: Богоматерь телесно была вознесена на небо.

Из этого факта происходит разница восприятия событий Успения у христиан Востока и Запада.

Греческое слово «кимиси» или церковнославянское «успение» на современный русский можно перевести как «смерть», но не смерть в привычном понимании: Богородица в своей смерти лишь уснула, чтобы пробудиться для вечной жизни.

Праздник Успения — праздник жизни!

Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.

Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым и человеколюбивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила.

(Материалы: протодиакон Константин Маркович, Дмитрий Дайбов, Православная энциклопедия)

Примеры иконографии Успения

Успение. Слоновая кость.
Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.

 

Успение. Фреска.
Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.

 

Успение. Фреска
Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония). Также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.

Успение. Македония, Привлепта

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.

 

Успение. М-рь св. Екатерины . Синай
Изображения Успения Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае.

 

Успение. Стамбул, Хора
Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.

Успение Пресвятой Богородицы в высказываниях святых старцев

Святитель Епифаний Кипрский:

«А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней.»

Свт. Феофан:

«Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, — рассказывает предание, — явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня. Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо».

Свт. Игнатий Брянчанинов:

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас».

Свт. Григория Палама:

Если же таков вечный закон на Небесах, что чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее несравненно влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался; и Ее познают вместилищем Невместимого все, которые лишь знают Бога, и будут совоспевать Ее с Богом все, кто только воспевает Бога.

Мы ныне празднественно чтим святое Успение, или преставление, чрез которое Умаленная на краткое время пред Ангелами, превзошла без сравнения Ангелов и Архангелов, и сущие над ними премирныя Силы, Своей близостию к Богу и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами.

Прп. Ефрем Сирин, (34, 226):

Мария соделалась для нас небом — Божиим престолом, потому что в Нее низошло и в Ней вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Ней Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение.

Wayfarer

Wayfarer

0 0 голоса
Рейтинг статті
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Коментарі
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x